Дата последнего номера: 19 Октября 2017 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Потерянный контакт

0 279 Кроме того
  • Потерянный  контакт
  • Потерянный  контакт
  • Потерянный  контакт
  • Потерянный  контакт
Потерянный  контактПотерянный  контактПотерянный  контактПотерянный  контакт

Эра космических исследований и пилотируемых полетов за пределы земной атмосферы длится менее 60 лет, и кроме достижений, конечно же, были и потери - в четырех авариях космических аппаратов погибли в общей сложности 18 человек.

КРУШЕНИЕ "РУБИНА"

Несмотря на первоначальные успехи советской космической программы (запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года и выход в открытый космос А.А. Леонова 18 марта 1965 года), в последующие годы СССР стал заметно отставать от заокеанских конкурентов. Так, США с марта 1965 по ноябрь 1966 года сумели произвести 10 пилотируемых полетов по программе "Джемини", в результате чего был установлен ряд рекордов, а также осуществлена первая орбитальная стыковка космических кораблей. В Советском Союзе наблюдалась прямо обратная картина - к апрелю 1967-го прошло более двух лет с момента последнего пилотируемого полета в космос, была закрыта откровенно авантюрная программа "Восход" (космические корабли этой серии не имели средств спасения экипажа при аварии на запуске), а в полет на КА "Космос-110" в феврале 1966 года отправились четвероногие космонавты - собаки Ветерок и Уголёк.

Руководство СССР таким поворотом событий было явно недовольно и торопилось отвоевать утраченные позиции. На конец апреля 1967-го был намечен старт двух пилотируемых космических кораблей - "Союз-1" и "Союз-2" , которые должны были произвести стыковку на орбите. При этом испытательные полеты "Союзов" в беспилотном режиме выявили огромное множество проблем, на которые попросту решили закрыть глаза.

23 апреля на орбиту был запущен первый из двух "Союзов", на борту корабля был лишь один член экипажа - инженер-полковник, Герой Советского Союза В.М. Комаров (позывной - "Рубин"), которому уже "посчастливилось" испытывать другой "сырой" космический аппарат - "Восход-1". Тогда, в октябре 1964 года, всё прошло гладко. В этот раз трагедия оказалась неминуемой…

Проблемы начались сразу после выхода на орбиту - не раскрылась одна из двух солнечных батарей, в результате чего на космическом корабле начался острый дефицит электроэнергии. Комаров, в свою очередь, сделал всё возможное для устранения неисправности, раскручивая корабль вокруг своей оси, но желаемого эффекта это не принесло. В сложившихся условиях запуск "Союза-2" был отменен, что с большой долей вероятности спасло его экипаж (он состоял из трех космонавтов) от гибели.

Тем временем на земле лихорадочно соображали, как вернуть Комарова. Из-за нерабочей батареи на "Союзе" отказала астроориентация, датчики ионной ориентации работали плохо, оставалась надежда на мастерство Комарова, который должен был сажать корабль вручную, однако делать это он должен был в темное время суток, пусть и при свете полной луны.

Шансы на успех были невелики, однако, несмотря на отказ бортовых систем, ранним утром 24 апреля Комаров точно повел корабль в заданную область посадки близ города Орск Оренбургской области. Но уже после того, как корабль вошел в плотные слои атмосферы, на заключительном этапе приземления, отказала парашютная система: вытяжной парашют не смог вытянуть основной парашют, а стропы сработавшего запасного парашюта обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта и он не наполнился. Спускаемый аппарат на огромной скорости (порядка 40-50 м/с) врезался в землю, произошел взрыв тормозных двигателей и воспламенение окислителя топлива - пероксида водорода, в результате СА практически полностью сгорел. Космонавт Комаров погиб мгновенно после столкновения аппарата с землей.

Следует отметить, что окончательные причины отказа парашютной системы так и не была установлены. Самой очевидной из них считается то, что полированный лоток выброса парашюта мог быть покрашен на заводе вместе со спускаемым аппаратом. Во время спуска краска нагрелась и стала липкой, из-за чего вытяжной парашют не смог вытянуть основной. Но не это было самое главное - лучше всех причину трагедии охарактеризовал министр общего машиностроения СССР С.А. Афанасьев, отметивший в своем докладе, что перед полетом Комарова не было сделано ни одного нормального пуска корабля "Союз" в беспилотном режиме и при каждом полете "имели место серьезные ненормальности".

В результате катастрофы пилотируемые полеты в космос были приостановлены в СССР на полтора года. Конструкцию "Союзов" существенно доработали, совершили шесть беспилотных запусков и одну стыковку на орбите в автоматическом режиме. В 1969 году, вскоре после возобновления пилотируемых полетов, экипажи космических кораблей "Союз-4" и "Союз-5" совершили и первую пилотируемую стыковку по невыполненной в 1967 году программе, а чуть позже состоялся групповой полет сразу трех космических кораблей.

ПРИЗНАКОВ ЖИЗНИ НЕ ОБНАРУЖЕНО

Несмотря на ряд локальных успехов по программе пилотируемых "Союзов", СССР продолжал проигрывать "космическую гонку". Меньше чем через год после гибели Комарова (который считался главным кандидатом на командование первой лунной экспедицией) не стало и его дублера - первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. Без гения С.П. Королёва советским инженерам никак не удавалось довести до ума "лунную" ракету Н-1, испытания которой проваливались одно за другим. В итоге на Луну первыми полетели американцы, советская программа по покорению спутника Земли была свернута, а все силы были брошены на создание первой в мире обитаемой орбитальной станции.

19 апреля 1971 года орбитальная станция "Салют-1" была успешно выведена на околоземную орбиту, а через пять дней к ней отправился пилотируемый КА "Союз-10". Однако стыковаться со станцией должным образом экипажу не удалось: из-за нештатной ситуации космонавты не могли ни попасть на борт "Салюта", ни совершить расстыковку таким образом, чтобы не повредить стыковочный узел станции. В итоге решение было найдено и экипаж десятого "Союза" успешно вернулся на Землю. В июне попытку успешной стыковки предпринял экипаж "Союза-11": командир Г.Т. Добровольский, бортинженер В.Н. Волков и инженер-исследователь В.И. Пацаев.

Стоит отметить, что экипаж Добровольского был дублирующим, решение отправить их к "Салюту" было принято незадолго до старта из-за медицинских противопоказаний одного из чсленов основного экипажа.

7 июня "Союз-11" успешно пристыковался к станции, космонавты начали работу на орбите. На 11-й день полета на "Салюте" вспыхнул пожар, первоначально было принято решение об экстренной расстыковке, но экипаж справился с нештатной ситуацией и продолжил работу. 29 июня, полностью выполнив программу полета, космонавты перешли в "Союз", но при закрытии люка спускаемого аппарата продолжал гореть транспарант "Люк открыт". Заблокировав датчик и проверив герметичность сбросом давления в бытовом отсеке, экипаж убедился в исправности космического корабля. Расстыковка прошла успешно, "Союз" отправился в обратный полет. Внешне приземление также проходило в штатном режиме - поисковые экипажи докладывали, что видят "Союз-11", спускающийся на парашюте. Странно было лишь то, что космонавты не выходили на связь, но это списали на неисправность антенны…

Почти сразу после того, как был открыт люк спускаемого аппарата, стало ясно, что случилась трагедия. Космонавтов обнаружили без признаков жизни. Реанимационные мероприятия ни к чему не привели. Вскоре врачи констатировали смерть экипажа.

Почти сразу же основной версией трагедии стала разгерметизация корабля - повреждения космонавтов ярко свидетельствовали о декомпрессионной болезни. Первым "под подозрением" оказался тот самый люк, над которым горел транспарант. Но он оказался ни при чём. А вскоре выяснилась и истинная причина произошедшего - на высоте 150 километров, когда спускаемый аппарат еще находился в вакууме, сработал вентиляционный клапан, который штатно должен был открыться на высоте около 4000 метров над землей. Экипаж сделал всё возможное для спасения собственных жизней, но времени было катастрофически мало - жуткий свист выходящего воздуха, моментально образовавшийся в кабине туман, декомпрессия, приведшая к разрыву барабанных перепонок (и, следовательно, потере слуха), нестерпимая боль во всем теле - это то, что испытали космонавты в последние секунды жизни. Кому-то из них удалось определить причину разгерметизации - клапан начали перекрывать вручную при помощи вентиля, но шансов спастись уже не было.

Этой трагедии не случилось бы, будь у космонавтов скафандры. Но начиная с полета "Восход-1", их перестали использовать для экономии места в кабине. Поскольку в ходе испытаний так и не удалось повторить нештатную ситуацию с открытием вентиляционного клапана в космосе, инженеры предлагали считать аварию на "Союзе-11" единичным и исключительным случаем и продолжать не пользоваться скафандрами. Однако у военных на этот счет была своя точка зрения, и они своего добились - начиная с экспедиции "Союза-12", экипажи космических кораблей были сокращены до двух человек, но на борту стало обязательным использование легких скафандров "Сокол", для которых была предусмотрена установка обеспечения жизнедеятельности. С июня 1971 года и по сегодняшний день гибели отечественных космонавтов допущено не было.

АМЕРИКАНСКИЕ ТРАГЕДИИ

Еще до завершения лунной программы "Аполлон", в США начал разрабатываться другой весьма амбициозный проект, получивший название "Космическая транспортная система". В рамках этой программы начали создаваться корабли многоразового использования - "космические челноки" (англ. Space Shuttle), или, на англоязычный манер, "шаттлы". Эти космические аппараты могли взять на борт экипаж, численностью 7-8 человек, а также доставлять на орбиту спутники, в том числе, и на коммерческой основе. Первый космический челнок "Колумбия" отправился в полет в 1981 году, и почти сразу же новая космическая программа захватила умы и сердца не только ученых и чиновников, но и западных обывателей. В 1982 году НАСА был передан второй челнок - "Челленджер", совершивший 9 успешных полетов. Десятый оказался роковым…

Оснью 1984 года в США стартовал конкурс "Учитель в космосе" - его победитель должен был отправиться в полет в качестве члена экипажа шаттла. Всего поступило порядка 11 тысяч заявок, было отобрано 118 кандидатов, а победительницей стала учитель из Бостона, 37-летняя Шарон Криста Маколифф. После трех месяцев тренировок осенью 1985 года она была готова совершить полет в качестве члена экипажа челнока "Челленджер".

28 января 1986 года "Челленджер" стартовал с Космического центра им. Джона Ф. Кеннеди (штат Флорида), за его запуском следило огромное количество людей - во многом особое внимание именно к этому полету было приковано из-за находившейся на борту учительницы - первого простого человека, отправляющегося в космос. Однако к ужасу многомиллионной аудитории, на 73-й секунде полета из-за взрыва внешнего топливного бака шаттл потерпел крушение. Несмотря на то, что кабина экипажа - наиболее прочная часть конструкции космического аппарата - осталась целой, весь экипаж (семь человек) погиб - шансы пережить удар о водную поверхность Атлантического океана на скорости более 330 километров в час были равны нулю.

Как выяснилось в ходе расследования, причиной взрыва топливного бака стал брак уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя - вырвавшаяся струя пламени привела к трагедии. Несмотря на то, что в конструкцию колец, ускорителя и самих шаттлов был внесен ряд изменений, по мнению ряда специалистов, НАСА не смогла в полной мере извлечь уроков из катастрофы "Челленджера", что стало причиной крушения при возвращении на Землю челнока "Колумбия" 17 лет спустя.

1 февраля 2003 года, возвращаясь из своего 28-го полета, за несколько минут до посадки, самый первый из шаттлов разрушился на высоте порядка 65 километров. Все семь астронавтов, находившихся на борту, погибли. Причиной аварии стало нарушение теплоизоляции крыла в результате повреждения, которое челнок получил еще во время запуска. Из-за перегрева во время входа в атмосферу произошел взрыв пневматики одного из шасси, в результате чего разрушилось крыло, а затем и весь шаттл.

Крушение "Колумбии" имело широкий общественный резонанс и, по сути, стало началом конца программы "Космическая транспортная система", которая была завершена в 2011 году.

В память о погибших астронавтах гитарист британской рок-группы "Deep Purple" Стив Морс написал инструментальную композицию "Contact Lost" (рус. "Контакт потерян"), права на которую подарил членам семей последнего экипажа "Колумбии".

КОСМИЧЕСКОЕ "ДТП"

В феврале 2009 года на высоте порядка 789 километров над территорией России произошло в своем роде историческое событие - первое столкновение двух искусственных спутников в космосе. В "ДТП" приняли участие выведенный из эксплуатации российский военный спутник "Космос-2251" и один из спутников американского оператора сотовой телефонной связи "Иридиум". В результате столкновения оба оказались полностью разрушены, образовалось порядка 600 обломков.

Не возникает сомнений, что впереди у космических супердержав - великое будущее, связанное с большими успехами и новыми открытиями. Остается надеяться, что на пути покорителей космоса не встанет серьезных препятствий, а успехи не омрачатся трагедиями страшнее столкновения автоматических станций, летающих на орбите.

Павел ЛОПАНЦЕВ

На снимках: похороны В.М. Комарова. 26 апреля 1967 года; почтовая марка СССР 1971 года с изображением экипажа "Союза-11"; экипаж десятой экспедиции шаттла "Челленджер"; последний старт челнока "Колумбия". 16 января 2003 года

Погода