Дата последнего номера: 12 Декабря 2019 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Человек дождя

0 411 Спорт
  • Человек  дождя
  • Человек  дождя
Человек  дождяЧеловек  дождя

В наше время, когда доступ к спортивным трансляциям по телевидению и в Интернете, практически не ограничен, в это трудно поверить, но когда-то новость о том, что телеканал "РТР" (в настоящее время "Россия-1") начинает транслировать гонки "Формулы-1" вызвала настоящий ажиотаж. До момента распада Советского Союза любители автоспорта могли узнать новости Королевских гонок только из газет, но в 1992 году всё изменилось. Первой гонкой, показанной на российском телеканале, стала Гран-при Бельгии, а в роли комментатора дебютировал молодой Алексей Попов, ныне признанный авторитет в области спортивной журналистики.

Далеко не все любители автоспорта современного поколения даже слышали имена тех гонщиков, которые задавали тон в начале 90-х годов прошлого века. Но одного из них знают наверняка - по рассказам старожилов и архивным трансляциям, ставшим доступными широкой аудитории благодаря сервису YouTube. Айртон Сенна, бразильский автогонщик, выходец из семьи землевладельца, в 1992 году был действующим чемпионом мира и одним из самых титулованных пилотов в истории "Формулы-1". И даже несмотря на то, что сезон 1992 года сложился для Сенны не самым удачным образом, тысячи зрителей были влюблены в его стиль вождения и невероятную смелость, которую он демонстрировал на трассе любой сложности.

Семья Айртона Сенны была весьма богатой и зажиточной, особенно по меркам Бразилии, поэтому отец мальчика имел возможность способствовать развитию гоночных талантов сына. Маленький Айртон уже в 4 года впервые оказался за рулем карта, а в 13 лет дебютировал в соревнованиях по картингу в Сан-Паулу. Несмотря на то, что Сенна был моложе других участников, его было очень трудно догнать на прямой, так как весил он значительно меньше конкурентов. В 1977 году, в возрасте 17 лет, будущий трехкратный победитель "Формулы-1" выиграл чемпионат Южной Америки по картингу, а затем принял участие в чемпионате мира, где занимал вторые места в семи гонках, но так и не смог ни разу победить. Не самый удачный турнир не смог сломить боевой дух бразильца - на следующий год Айртон Сенна перебрался в Европу, где сходу выиграл британский чемпионат в классе "Формула Форд 1600", в 1983 стал победителем "Формулы-3" и одним из ведущих тестеров болидов "Формулы-1", дебютировав в Королевских гонках в 1984 году.

В дебютном сезоне Айртон Сенна занял 9 место - совсем неплохой результат для новичка, тем более, выступающего за команду "Тоулман", серьезно уступавшую грандам. И уже в первом сезоне молодой автогонщик обратил на себя серьезное внимание, заняв второе место в Гран-при Монако в условиях сильнейшего ливня. Сенна в сложных погодных условиях обогнал несколько гонщиков, имевших куда более технически лучшие машины, в том числе, двукратного чемпиона мира, австрийца Ники Лауду, а победить бразильцу помешала лишь остановка гонки. Позже за невероятное умение укрощать машину в условиях стихии и многочисленные высокие результаты в "дождевых" гонках Айртон Сенна получит от болельщиков прозвище Человек дождя…

Считается, что в "Формуле-1" гонки в дождевых условиях уравнивают шансы участников - скорости сильно падают, а преимущества более мощных моторов и лучшей аэродинамики нивелируются. Перейдя в сезоне 1985 года в более сильную команду - "Лотус", Сенна одержал и первую победу в карьере. 21 апреля, во время гонки в Эшториле (Гран-при Португалии), стихия разбушевалась не на шутку, и даже шедший вторым многоопытный пилот Ален Прост - впоследствии, пожалуй, главный соперник в карьере Сенны, разбил свой болид, вылетев с трассы и столкнувшись со стеной. Вторая победа в сезоне и в карьере Сенны пришлась на Гран-при Бельгии, гонка также прошла при сильном дожде…

1993 год. Трехкратный чемпион мира, победитель нескольких десятков гонок "Формулы-1" Аэртон Сенна участвует в Гран-при Европы на трассе Донингтон-Парк (Лестершир, Англия). Холодно, идет сильный дождь. Первый круг путает все карты - как аналитикам и экспертам, так и гонщикам и их командам. Впоследствии многие специалисты отмечали, что первый круг гонки был лучшим из всех, которые они когда-либо видели. В течение гонки дождь то прекращался, то начинался снова, пилоты были вынуждены постоянно менять резину, и только Айртон Сенна несколько раз игнорировал пит-стопы, продолжая езду по мокрой трассе на сликах - резине, предназначенной для сухой дороги. В результате, когда Сенна финишировал первым, с ним на одном круге оказался только один гонщик - англичанин Дэймон Хилл, отставший от победителя на 80 секунд!

Сезон 1993 года стал последним для Сенны в команде "Макларен", и как скоро выяснилось, последним сезоном в жизни вообще. Выступая за эту команду с 1987 года, Сенна добился почти всех своих успехов, включая три титула чемпиона мира в 1988, 1990 и 1991 годах. Именно в это время шло бескомпромиссное противостояние бразильца с Аленом Простом - несмотря на то, что француз был его напарником по команде, их личное соперничество временами достигало наивысшей точки кипения. Так случилось в 1989 году, когда на трассе Судзуки (Гран-при Японии) Сенна пошел на рискованный обгон, который фактически завершил по внутренней траектории. Прост даже не собирался сдаваться: он не пропустил Сенну, в результате машины столкнулись - это была, пожалуй, самая зрелищная авария того сезона. Бразилец сумел дотянуть до бокса, поменял передний спойлер и в итоге выиграл гонку, однако был обвинен в аварии и дисквалифицирован. А затем подвергнут крупному денежному штрафу и едва не лишился лицензии за заявление, что он "был грубо ограблен". Тот сезон остался за Аленом Простом, но стоил ему места в команде "Макларен" - с 1990 года француз выступал за "Феррари" и два года подряд уступал титул своему бразильскому визави.

Сезон 1994 года Сенна начал пилотом "Уильямс-Рено" и в ранге вице-чемпиона (чемпионат 1993 года, несмотря на ряд зрелищных успехов бразильца, остался за А. Простом). В то время команда Фрэнка Уильямса считалась сильнейшей, а мотор их болидов "Рено" - самым быстрым и надежным среди конкурентов. Несмотря на казавшийся гандикап в мастерстве и технических возможностях, в первых двух гонках дела у Сенны не заладились. На домашнем этапе Гран-при Бразилии Сенна сошел с трассы, а второй этап сезона - Тихий океан, проходивший на трассе Танака Интернешинал в Японии, закончился для него на первом круге. Причем неожиданно для всех победителем первых двух этапов стал молодой немец Михаэль Шумахер. Третья же гонка в 1994 году - Гран-при Сан-Марино - стала для Аэртона Сенны роковой…

Подготовительный этап к Гран-при проходил с чудовищными потерями. 29 апреля во время свободных заездов соотечественник Сенны Рубенс Баррикелло попал в аварию, в результате которой получил ушибы, сломал нос и не смог участвовать в гонке. А 30 апреля во время квалификации австрийский гонщик - новичок Роланд Ратценбергер потерял управление над болидом и влетел в отбойник на скорости более 310 км\ч. Тяжелые травмы, полученные пилотом, были несовместимы с жизнью - вскоре после аварии Ратценбергер скончался.

Несмотря на запреты врачей, Сенна перелез через стену, чтобы навестить своего друга Баррикелло в больнице. Поговорив с ним, Айртон пришел к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в “Формуле-1”. А известие о гибели молодого гонщика еще больше укрепило в нем уверенность о необходимости перемен в этой области. В воскресенье, 1 мая 1994 года, все участники гонки находились в не самом лучшем душевном состоянии - гибель Ратценбергера стала первой с 1982 года и многие пилоты впервые в жизни переживали такой момент. На утреннем собрании гонщиков, созванном по инициативе Сенны, они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана необходимых мероприятий. Причем, все участники собрания заметили нервозность бразильского профи - многие впоследствии высказывали мысль о том, что Сенна чувствовал, что часы отсчитывают последние мгновения его жизни…

После крупной аварии на первом же круге гонки (обломками болидов были ранены трое зрителей) на трассу выехала машина безопасности, чтобы замедлить скорости болидов и дать возможность убрать обломки. На втором круге после рестарта на одном из поворотов машину Сенны сорвало с трассы и на огромной скорости, порядка 217 км\ч в момент столкновения, болид врезался в бетонную стену. Поняв, что Сенна не может покинуть кокпит, гонка была остановлена и к месту аварии вызвали бригаду медиков. Поскольку Сенна подавал слабые признаки жизни, было принято решение о немедленной госпитализации и подключении к аппарату искусственного дыхания. Однако проведенное обследование выявило, что мозг гонщика мертв и шансов выхода из комы не осталось… В рукаве комбинезона врачи обнаружили испачканный кровью австрийский флаг - видимо, Сенна намеривался победить в гонке и посвятить победу Ратценбергеру, хотя и не сказал никому об этом.

Следует также отметить, что роковая гонка была возобновлена и завершилась третьей подряд победой Михаэля Шумахера, который впервые в карьере стал чемпионом "Формулы-1" по итогам сезона 1994 года, опередив всего на одно очко Дэймона Хилла.

Можно много говорить о талантах Айртона Сенны, которые он демонстрировал на трассе. Было немало гонщиков и специалистов, которые утверждали, что он пилотирует слишком опасно и что победа для него важнее жизни. Однако целеустремленность и жажда быть первым всегда уживались в Сенне с гуманизмом, стремлении помочь ближнему и уважительном отношении к окружающим. Так, в 1992 году во время субботней квалификации Гран-при Бельгии, французский гонщик Эрик Кома попал в страшную аварию, едва не закончившуюся трагедией. Сенна остановил свой болид и с риском для жизни (остальные гонщики проносились мимо на огромной скорости) бросился к разбитой машине, успев отключить на ней электропитание до того, как начался пожар. А спустя год на той же трассе во время свободных заездов итальянец Аллесандро Дзанарди не справился с управлением в трудном повороте и врезался в стену - на помощь пострадавшему пилоту первым пришел Айртон Сенна.

Когда однажды Сенна признался, что он глубоко религиозный и верующий человек, его давний соперник Ален Прост высказал мнение, что Сенна считает, что Бог помогает пилотировать ему машину, поэтому вытворяет всякие безумства. Однако время показало всю правдивость и искренность слов бразильского профессионала. Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью у себя на родине, в Бразилии, но никогда не распространялся по этому поводу - о меценатстве Айртона стало известно лишь после его смерти. Тогда же весь мир узнал, что всё свое состояние (которое на момент смерти оценивалось в 400 миллионов долларов) автогонщик завещал созданному им же Фонду Айртона Сенны - деньги пошли на помощь бедным молодым людям, как в Бразилии, так и в других странах мира. И в наши дни имя Айртона Сенны для многих людей во всем мире ассоциируется с надеждами на лучшую жизнь. Фрэнк Уильямс, в команде которого Сенна провел свои последние гонки, так говорил о нем: "Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был более великим человеком вне гонок, нежели в них".

Неудивительно, что гибель Сенны вызвала волну скорби, как у него на родине, так и за ее пределами, а правительство Бразилии объявило в стране трехдневный траур. В день похорон в Сан-Паулу процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нес гроб с телом Сенны, был его давний соперник Ален Прост. Летом того же года сборная Бразилии по футболу впервые с 1970 года выиграла Чемпионат мира, проходивший в США. После победы в финальном матче футболисты развернули на поле плакат, посвящающий эту победу Айртону Сенне.

Спустя некоторое время поворот, где оборвалась жизнь гонщика Сенны, сгладили и снесли стену, создав там "ловушку" из гравия. А в 1996 году там был установлен памятник: сидя на высоком постаменте в комбинезоне пилота и свесив ноги, навеки застыл величайший гонщик планеты, смотрящий на трассу, ставшую для него последней. Стоит также отметить, что после гибели Ратценбергера и Сенны организаторы "Формулы-1" серьезно пересмотрели стандарты безопасности. С 1994 года единственный случай гибели пилота произошел в 2015 году, когда спустя 9 месяцев после аварии на Гран-при Японии 2014 года скончался французский пилот Жюль Бьянки. Притом следует отметить, что эта катастрофа была скорее чудовищным несчастным случаем, чем просчетом организаторов соревнований.

В 2000 году в Бразилии проходил социологический опрос, предлагавший гражданам страны назвать лучшего бразильца в истории. Невероятно, но факт: самым выдающимся бразильцем большинство назвало Сенну, он опередил много выдающихся личностей, например, боготворимого многими "Короля футбола" - Пеле.

Так в чем же секрет того, что спустя годы и десятилетия Айртон Сенна остается популярным во всем мире, даже среди молодых людей, которые родились намного позже его гибели? Ответ видится предельно простым: став знаменитым и уважаемым во всем мире, он не перестал быть человеком.

Что отличает многих кумиров современности? Пьяные драки в кафе и возле клубов, скандалы с уклонением от уплаты налогов, употреблением допинга и наркотиков, громкие оскорбительные высказывания в адрес оппонентов, снобизм, ханжество, нетрадиционная сексуальная ориентация и волосы, выкрашенные в цвет, не поддающийся идентификации…

Надпись на могиле Сенны гласит: "Ничто не сможет отлучить меня от любви Божией". Жаль, что для подавляющего большинства спортсменов нашего времени единственный бог -  Бенджамин Франклин со стодолларовой купюры.

Павел ЛОПАНЦЕВ

Источник: газета "Новая жизнь", № 17 (10494) от 1-2 мая 2019 г.

Внимание! Использование материалов сайта газеты "Новая жизнь" возможно только с письменного разрешения редакции. В противном случае любая перепечатка материалов сайта (даже с установленной ссылкой на оригинал) является нарушением законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах и может повлечь за собой судебное преследование в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусматривающим наказание вплоть до лишения свободы.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Погода