Рубрики
Реклама





Истребитель обороняется нападением
О нем написано и рассказано столько, что найти что-то новое в биографии этого великого воина уже, кажется, невозможно. Его боевой подвиг, активная жизненная позиция, невероятный труд на благо отечественной авиации и всей Советской Армии в послевоенные годы, его славный путь длиною 74 года, окончившийся трагической гибелью в мирное время - всё это частица славных страниц истории нашей страны. Николай Михайлович Скоморохов - один из тех людей, что и делом, и словом вписал свое имя в незримый зал героев Отечества, благодаря которым Матушка-Русь была и будет великой державой.
Наш герой родился в селе Лапоть Золотовского района Саратовской губернии в то далекое и смутное время, когда в небытие окончательно уходило все то, чем жила веками наша страна, и начинало строиться молодое, амбициозное советское государство. В 1930-м году, через 10 лет после рождения сына Николая, крестьянская семья Скомороховых перебралась из сельской глубинки в город Астрахань, где будущий прославленный летчик делал первые трудовые шаги и получил образование… в библиотечном техникуме. Правда, чуть раньше, окончив среднюю школу, Николай Скоморохов выучился в школе фабрично-заводского ученичества и пошел работать на астраханский завод имени III-го Интернационала. Спустя много лет школу № 53 г. Астрахани, находящуюся в районе этого завода, назовут именем дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Николая Михайловича Скоморохова…
В 1939 году Скоморохов начал учиться в астраханском аэроклубе. Именно этот шаг стал, пожалуй, решающим в его будущей судьбе. В декабре 1940 года был призван в Красную Армию Золотовским районным военкоматом АССР немцев Поволжья. Здесь молодой выпускник аэроклуба продолжил свой путь в небо, став курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов им. А.К. Серова. После начала Великой Отечественной, в октябре 1941 года, школа была эвакуирована в Азербайджанскую ССР, и первым местом службы окончившего ее в марте 1942 года Скоморохова стал запасной авиационный полк ВВС Закавказского военного округа, дислоцировавшийся в г. Баку. Но уже совсем скоро ему предстояло оказаться в самой гуще сражений Великой Отечественной войны…
Он начал воевать в декабре 42-го, а уже в январе 43-го одержал свою первую победу над врагом. Первый боевой вылет Скоморохова был ознаменован сбитой немецкой "рамой" (так называли разведывательный самолет "Фокке-Вульф" FW-189). На глазах у Н.М. Скоморохова командир его звена лейтенант Владимир Евтодиенко не оставил фашистам ни единого шанса… И свой боевой счет Николай Михайлович открыл в столкновении с такой же "рамой". Вот как он сам вспоминал о своей первой победе:
"Я мечтал о встрече один на один с врагом. Этот момент пришел. И что же? Вокруг ничего не случилось... Сейчас будет первая схватка. Чем она обернется? Чью жизнь оборвет?
Нас, конечно, двое. Но это же проклятущая "рама". Мы знали: если сразу ее не сразишь - потом с ней трудно управиться.
Захожу в атаку сверху. ФВ-189 растет, растет в прицеле - пора открывать огонь. Расходимся метрах в двадцати. Иду на косую полупетлю, не выпускаю "раму" из поля зрения. А она, развернувшись, ухитрилась пристроиться в хвост Евтодиенко. На полной скорости захожу фашисту в лоб, бью из всех трех огневых точек. От "рамы" что-то отлетает, она у меня на глазах вспыхивает. Но еще держится в воздухе. Начинает уходить, отбиваясь теперь от Евтодиенко. Видимо, немец решил, что я уже свое сделал, ушел в сторону.
Но я не выпускаю из своего поля зрения оба самолета. Снова завернул полупетлю, вышел прямо на "раму" и дал очередь по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы.
Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во все горло, взвился свечой в небо.
А Евтодиенко, мой добрый командир и надежный товарищ, ходил в это время чуть в стороне и стерег меня. Он уже знал, что многие погибали именно в порыве беспечной радости от успеха в бою, и смотрел в оба".
"Легко сказка сказывается, да непросто дело делается," - говорит старая русская пословица. Был момент, когда молодого пилота Скоморохова раз за разом преследовали неудачи. Вроде уже всё, взял на прицел "Мессершмитт", нажал на гашетки, а враг уходил от огня, как ни в чем не бывало. Но тут помог совет командира эскадрильи Я.И. Микитченко, опытного пилота, еще до войны закончившего военную академию, и умевшего очень грамотно проанализировать любой бой. Скоморохов навсегда запомнил, как растолковывал ему командир детали воздушного боя и оказался очень способным учеником…
14 июня 1943 года. Враг совершил налет на аэродром Нижняя Дуванка. Семь "FW-190" и восемь "ME-109" - очень серьезный противник. Для отражения атаки в воздух поднялись 24 советских "ЛА-5". Бой происходил на большом пространстве между отдельными группами. О мужестве и мастерстве наших летчиков свидетельствуют семь сбитых вражеских самолетов. В этом бою отличился и Скоморохов со своим ведомым В. М. Шевыриным.
Прошло совсем немного времени и Скоморохова назначили командиром эскадрильи. Теперь он сам стал вести за собой летчиков в бой. В одном из них, в ноябре 1943 года, четверка истребителей во главе со Скомороховым должна была прикрывать войска, ведущие бой на земле. Внезапно Николай Михайлович увидел 10 "фокке-вульфов", которые шли бомбить позиции красноармейцев на земле. Летчики самоотверженно бросаются на врага, гитлеровцы рассыпаются, сбрасывают бомбы мимо цели, уходят… Но на подходе еще 16 бомбардировщиков под прикрытием четырех "мессершмиттов" - две группы. Скоморохов решает разделить эскадрилью и атаковать две группы одновременно, чтобы не допустить прицельного бомбометания. Дерзкая стремительная атака имела потрясающий эффект - гитлеровцы дрогнули, 20 самолетов отступили перед натиском четырех советских летчиков, сбросив бомбы на головы своих же солдат.
Совсем скоро Н.М. Скоморохов и его боевые товарищи отличились еще раз. Вот что говорят об этом строки в личном деле Николая Михайловича:
"4.12.1943 года, выполняя задание на сопровождение ИЛ-2, в районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами противника МЕ-109.
Несмотря на численное превосходство противника, капитан Скоморохов смело вступил с ним в бой, В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям противника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики возвратились благополучно на свой аэродром. В этом воздушном бою тов. Скоморохов сбил два самолета противника. На аэродроме капитану Скоморохову за отличное прикрытие штурмовиков и проявленное мужество в бою была устроена торжественная встреча".
Это были не первые и далеко не последние победы групп самолетов под командованием Н.М. Скоморохова. И еще не раз Николай Михайлович доказывал свое боевое мастерство и блестяще отточенные навыки, став одним из лучших асов советской авиации. Так, в тяжелых боях на территории Венгрии советским летчикам противостояла элитная группа фашистской авиации "Удет", в состав которой входили пилоты широко разрекламированной немцами "Бриллиантовой эскадры". С этими безжалостными асами Скоморохову и его товарищам уже приходилось встречаться: в бою над Днестром в сражении с одним из "бриллиантовых" погиб опытный командир эскадрильи Н.И. Горбунов…
В небе над Будапештом Н.М Скоморохов отомстил за погибшего товарища: в перекрестье прицела Николая Михайловича попал немецкий самолет новой марки "Густав" ("Messerschmitt Bf.109G"). Профессионализм пилота люфтваффе не спас его от гибели - после тяжелого боя Скоморохов отпраздновал 41-ю победу над врагом. А спустя всего несколько дней принял вызов еще одного "бриллиантового" аса и снова победил… После допроса выжившего вражеского летчика выяснилось, что сбитый над венгерской столицей пилот был командиром эскадры.
10 апреля 1945 года. Наши части на подступах к Вене. Скоморохов с товарищами прикрывает группу штурмовиков - самолетов "ИЛ".
На подходе к цели на горизонте появляются 10 вражеских "FW-190", к которым вскоре присоединилась еще десятка "фоккеров" и десять "МЕ-109". Пилоты "ИЛов", уверенные в прикрывающих их истребителях, приступили к атаке наземных целей, а над ними разгорелся нешуточный бой - ведь против 30 немецких самолетов были всего 5 советских летчиков, сумевших дать отпор превосходящему численностью врагу. Немцы потеряли 7 самолетов, три из них сбил лично Н.М. Скоморохов.
Николай Михайлович прошел славный путь во время войны, став дважды Героем Советского Союза. На его боевом счету 46 вражеских самолетов, сбитых лично, и еще 8 -в группе. Сам он ни разу не был сбит и не был ранен, а его самолет не получил ни единого повреждения.
В личном деле Н. М. Скоморохова есть такие слова: "В боевой работе не знает устали. Беззаветной храбростью и мужеством, победными боевыми делами показал свою преданность делу Коммунистической партии и социалистической Родине".
После войны Н.М. Скоморохов продолжил службу в Советской Армии. Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генштаба ВС СССР, в разные годы являлся командующим 69-й и 17-й воздушными армиями. В 1973-м назначен начальником Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. В 1980-м защитил докторскую диссертацию, в 1981-м Скоморохову было присвоено звание маршал авиации.
Николаем Михайловичем написано более 140 научных трудов и несколько военных учебников, что совсем не случайно. Военный летчик Скоморохов был большим новатором, в его боевых действиях, тактике было много оригинального. Именно в этом кроется секрет его невероятных успехов в сражениях. Золотое правило: "истребитель обороняется нападением" - было законом для великого советского аса и его подчиненных.
Павел ЛОПАНЦЕВ
На фото: Николай Скоморохов. Май 1942 года; "Четверка отважных". 1945 год (М. Цыкин, Д. Кравцов, Н. Скоморохов, М. Карпухин); 1947 год. Окончен первый курс академии им. Фрунзе. С друзьями и однокашниками; У памятника в с. Лапоть с матерью Еленой Лазаревной и земляками-односельчанами (1950-е гг.); Командир 71-го истребительного авиационного корпуса группы советских войск в Германии Н.М. Скоморохов перед вылетом для перехвата цели "на потолке"; Николай Михайлович с детворой с. Лапоть (Белогорское); 1972 год. Москва. Кремль. Валентина Терешкова и Николай Скоморохов; 1972 год. Москва. Кремль. Группа депутатов Верховного Совета СССР в перерыве между заседаниями. Справа налево: министр культуры СССР Е. Фурцева, певица Л. Зыкина, Г. Пастушенко, Н. Скоморохов; Николай Скоморохов во время военного парада на Красной площади. 1974 год; Николай Михайлович Скоморохов на открытии памятника летчикам - защитникам Сталинграда в 1975 году; Н.М. Скоморохов во время визита в КНР. 1980-е гг.; Н.М. Скоморохов с министром обороны Канады Мери Коллинз, главкомом ВВС Канады и пилотами; Н.М. Скоморохов поздравляет выпускника Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина; Н.М. Скоморохов с руководителями Красноармейского района в 1980-е гг.;
Редакция газеты "Новая жизнь" благодарит Антониду Александровну Лобанову и Светлану Николаевну Скоморохову за предоставленные фотографии
Погода

КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий