Дата последнего номера: 20 Июня 2022 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Сквозь тернии - к звездам

0 2821 Кроме того
  • Сквозь  тернии  -  к  звездам
  • Сквозь  тернии  -  к  звездам
  • Сквозь  тернии  -  к  звездам
  • Сквозь  тернии  -  к  звездам
Сквозь  тернии  -  к  звездамСквозь  тернии  -  к  звездамСквозь  тернии  -  к  звездамСквозь  тернии  -  к  звездам

Мечта о путешествиях в космос всегда жила в умах человечества. Даже когда подавляющая часть населения планеты считала, что Земля плоская и стоит на трех слонах и трех китах, были люди, опережавшие свое время. Наставления для полета на Луну в древнеиндийской поэме Махабхарата, легенда о путешествии к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском, корабль, унесенный бурей на Луну, в произведении Лукиана Самосатского - античным мыслителям дух космической романтики не был чужд. И в Средние века, в эпоху теоцентризма, охоты на ересь и инквизиции, находились люди, готовые рискнуть всем, даже жизнью, за знания о том, что находится за пределами земной атмосферы.

В XIX и особенно в ХХ веках, со времен, когда человек сумел воспарить над землей на летательных аппаратах, после изобретения ракетного двигателя и первых несмелых шагов в космическое пространство, путешествие в глубины Вселенной стала одной из популярнейших идей почти у всех народов Земли. Однако время грандиозных космических программ прошло, на смену романтическим мечтам о покорении галактики пришел здоровый практицизм с вопросами вроде "А нужно ли это?", "Не слишком ли велики риск и цена?" и "Сможем ли мы постичь необъятное?".

Современная культура относится к идее освоения космоса очень трепетно. Пусть масштабы уже не те, что были во времена творчества Лема, Стругацких, Хайнлайна, Кларка и первых фильмов киносериала "Звездные войны". Однако с легкой подачи Голливуда, игроиндустрии и падких на примитивные сюжеты писателей фантастического чтива, ежегодно на прилавках оказывается внушительная партия продукции на космическую тематику, авторы которой редко задумываются о чем-то кроме коммерческого успеха, принося в жертву повествованию логику и здравый смысл. Посмотрев на большом экране десяток высокобюджетных "космических опер" кажется, что для существенного прорыва в освоении космоса надо не так много. На самом же деле нужно куда больше, чем сотни миллионов американских долларов, потраченных на очередной фильм-пустышку. Огромные финансовые затраты, технические проблемы, пресловутый человеческий фактор - всё это делает путешествия в глубокий космос (пусть даже в пределах нашей Солнечной системы) задачей архисложной.

После закрытия американской программы "Аполлон", по сути завершившейся полетом экспедиции "Аполлон-17" на Луну в декабре 1972 года, космические корабли не покидали пределы низкой околоземной орбиты. Вскоре завершилась и "лунная гонка" - соперничество СССР и США в сфере освоения естественного спутника Земли.

Однако грандиозные планы пионеров космических исследований до сих пор поражают воображение. В Советском Союзе с 1950-х годов двумя инженерными группами - Глеба Максимова и Константина Феоктистова - параллельно разрабатывались проекты тяжелого межпланетного корабля, который должен был функционировать на основе электрореактивного двигателя. Этот корабль должен был доставить космонавтов на Марс. Более того, 23 июня 1960 года ЦК КПСС был назначен день старта на 8 июня 1971 года с возвращением на Землю 10 июня 1974 года, но затем во время "лунной гонки" проект был закрыт.

В середине 60-х годов НАСА рассматривала возможность пилотируемого облета Венеры. В предполагаемой экспедиции применялась ракета "Сатурн-5" для запуска корабля с экипажем из трёх человек в полёт вокруг Венеры продолжительностью около года. Этот полет должен был стать одним из вариантов развития программы "Аполлон". Как и в случае с советской "марсианской" программой даже были названы точные сроки осуществления полета. Запуск должен был состояться 31 октября 1973 года, облёт Венеры - 3 марта 1974, возвращение на Землю - 1 декабря 1974 года.

В случае безотказной работы всех систем, космический корабль прошёл бы приблизительно в 3000 миль (4800 км) от поверхности Венеры через четыре месяца полёта с такой большой скоростью, что экипаж имел бы только несколько часов для детального изучения планеты.

В это время один или несколько автоматических зондов отделились бы от корабля и совершили посадку на Венере. В остальное время экспедиции экипаж выполнял бы астрономические наблюдения Солнца, неба и Меркурия, к которому корабль подошёл бы на расстояние 0,3 астрономической единицы. К сожалению, и этот проект остался лишь только проектом, и как позже признавались его разработчики, основной целью этой программы было изучить прочность и надежность оборудования, используемого в проекте "Аполлон".

Никто не знает, чем завершились бы эти амбициозные планы - триумфом или трагедией - однако один факт доподлинно известен - и при нынешнем развитии науки и техники межпланетные полеты являются отдаленной перспективой даже для ведущих космических агентств мира.

В 1990-е годы у разработчиков космических программ, направленных на изучение планет Солнечной системы, появился еще один очень серьезный враг - урезанный бюджет. Так, американский президент Джордж Буш-старший в 1992 году представил планы пилотируемого полёта к Марсу и поручил НАСА вычислить затраты на миссию. С учётом проектных затрат от 400 миллиардов долларов США проект был отвергнут.

Его сын, бывший президент США Джордж Уокер Буш, в начале 2004 года представил для НАСА новый долгосрочный план, основной задачей которого были пилотируемые миссии на Луну и Марс. При этом смета затрат предполагала финансирование в течение свыше 30 лет.

2 февраля 2010 года стало известно, что лунный пилотируемый полёт США из-за сокращения бюджета не состоится. Так как вследствие этого разработка необходимого космического корабля остановилась, то это затронуло и марсианскую пилотируемую миссию. Эти программы были не отложены, а полностью закрыты без альтернативы.

Вместе с тем, в отдаленной перспективе шанс совершить первую межпланетную экспедицию есть у России. Пилотируемый полёт на Марс Роскосмос намерен осуществить в первой половине 21-го века.

20 августа 2012 года стало известно, что российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" собирается в ближайшие 5-7 лет совместно с Украиной и Казахстаном создать сверхтяжелую ракету-носитель "Содружество" для полетов на Луну и Марс. Проект новой ракеты будет основан на заделах советской ракеты "Энергия", и, возможно, она будет иметь двигательную установку с питанием от солнечных батарей или ядерного реактора. Предполагаемая грузоподъёмность составит 60-70 тонн.

Удастся ли претворить этот проект в жизнь или нет покажет время. Однако уже сейчас можно с уверенностью констатировать - в свете последних событий сотрудничество с Украиной маловероятно.

Вместе с тем, почти со стопроцентной уверенностью можно говорить, что ни на Марсе, ни тем более на раскаленной как сковородка Венере человек не найдет ничего такого, что перевернуло бы наше представление о Солнечной системе, шансы найти даже примитивные формы жизни на этих планетах минимальны. Однако взоры ученых устремлены еще в более глубокий космос. В частности, в недрах спутников газовых гигантов Юпитера и Сатурна предположительно есть огромные запасы воды. Более того, есть мнение, что под ледяной коркой Европы - спутника Юпитера и одного из крупнейших спутников в Солнечной системе, находится глобальный соленый океан, превосходящий по размерам мировой океан Земли. А ведь, как известно, там, где есть вода, там есть и жизнь. В настоящее время есть несколько проектов, направленных на изучение океана Европы. В частности, по одному из них на спутник Юпитера должен отправиться атомный "плавящий зонд" "Криобот", который бы плавил поверхностный лёд, пока не достиг подповерхностного океана. После достижения им воды был бы развёрнут автономный подводный аппарат ("Гидробот"), который собрал бы необходимые образцы и отослал бы их обратно на Землю. Однако как этот, так и другие проекты по освоению дальних миров, находятся в крайне отдаленной перспективе.

Часто можно услышать точку зрения, что в условиях современности масштабные космические проекты уровня программы "Аполлон" или выведения на орбиту станции "Мир" невозможно осуществить без тесного взаимодействия между основными "игроками" на рынке передовых технологий. Именно благодаря сотрудничеству между Россией, США, Европейским Космическим Агентством и др. была создана Международная космическая станция, реализованы другие, пусть и менее значимые, проекты. Вместе с тем, современные реалии международной политической обстановки недвусмысленно угрожают любому сотрудничеству, особенно между Россией и США, в том числе, в сфере освоения космоса. Так, 3 апреля стало известно, что Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) официально объявило о приостановке сотрудничества с РФ по ряду совместных проектов. Правда это не коснется совместной работы на МКС.

"Принимая во внимание продолжающееся нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины, НАСА приостанавливает большинство проходящих в настоящее время совместных проектов", - говорится в сообщении, размещенном на официальной странице ведомства в Facebook.

Несмотря на заявления сотрудников НАСА, недовольных приостановкой сотрудничества с нашей страной, вряд ли американские власти разделят их точку зрения, что научное взаимодействие должно оставаться вне политики.

В последнее время всё больше и больше говорится об эскалации напряженности, которая может привести к самым плачевным последствиям, вплоть до начала новой "холодной" войны между западными союзниками и Россией. Вместе с тем, стоит отметить, что иногда конкуренция оказывается куда полезней сотрудничества. Ведь именно в эпоху безжалостной гонки вооружений и соперничества во всех сферах деятельности были достигнуты наибольшие успехи в покорении космического пространства.

Более того, как сообщил “Русской службе новостей” член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.И. Циолковского, доктор наук США по специальности “Космическая политика и международные отношения” Юрий Караш, “у России есть и экономические, и технологические, и интеллектуальные ресурсы, чтобы самостоятельно осуществлять проекты в области исследования и освоения дальнего космоса”.

Возможно, нынешние поколения живущих на Земле людей не станут свидетелями грандиозных космических прорывов и открытий, с большой долей вероятности можно говорить, что пройдет не одно столетие до того дня, когда межпланетные полеты станут банальной обыденностью. Неизвестно, что ждет человека в космосе - триумфальные открытия, новый виток в развитии, встреча с другими разумами или пустота и одиночество. Известно одно - пока человек жив, он никогда не откажется от идеи покорения космоса.

Павел ЛОПАНЦЕВ

P.S. В минувший вторник, 8 апреля, заместитель руководителя Федерального космического агентства Денис Лысков заявил журналистам, что Роскосмос начинает работы по созданию перспективной ракеты-носителя для запуска с космодрома "Восточный", а также прорабатывает проект ракеты сверхтяжелого класса для полетов на Луну.

Одновременно с этим, директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый сообщил, что Роскосмосом создана группа по перспективному развитию лунной программы. До конца десятилетия планируется запустить три лунных аппарата - два посадочных и один орбитальный. Также идет подготовка пилотируемого полета на Луну. В перспективе - создание в 30-х годах этого века лунной базы длительного пребывания в космосе.

На фото: кадр из фильма "Армагеддон" (США, 1998 г.): помимо "мелких" глупостей, вроде космонавта в шапке-ушанке и свободно горящего огня в безвоздушном пространстве, здесь можно увидеть гравитацию на станции "Мир" и шаттл, летающий в космосе как обычный самолет в атмосфере; Примерно так выглядит поверхность Венеры; Рисунок предполагаемой колонии на Марсе, сделанный компанией Mars One;  Роботы "Криобот" и "Гидробот" в океане Европы (представление художника)



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Погода