Дата последнего номера: 18 Октября 2018 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Французская школа - глазами российского учителя

2 1707 Общество
  • Французская школа - глазами российского учителя
  • Французская школа - глазами российского учителя
  • Французская школа - глазами российского учителя
Французская школа - глазами российского учителяФранцузская школа - глазами российского учителяФранцузская школа - глазами российского учителя

Обменяться опытом с французскими коллегами весной нынешнего года была предоставлена возможность 40 педагогам из Саратовской области. В их числе был и преподаватель-организатор ОБЖ СОШ № 3 Алексей Леонидович ЛЕВИН (тогда - директор СОШ № 5). В программу поездки во Францию входило обязательное посещение нескольких образовательных учреждений и обзорные экскурсии по Парижу и его пригороду. Своими впечатлениями и наблюдениями от недавней поездки Алексей Леонидович поделился с нашим корреспондентом.

- Алексей Леонидович, что показалось наиболее интересным в образовательной системе Франции?

- Это была очень насыщенная и, безусловно, познавательная поездка, принесшая много интересных наблюдений и сравнительных характеристик двух систем образования. Поразил полнейший демократизм в организации всего образовательного процесса Франции в целом, выражающийся как во внешних атрибутах (свободная форма одежды педагогов и детей; классы, не имеющие жесткого, предметного, типового оформления и др.), так и в отношениях (раскованность детей в общении, доброжелательность, открытость педагогического коллектива и учеников и т.д.). И еще, отсутствие желания у французских коллег казаться лучше, чем они есть, то есть той самой пресловутой “показухи”, которой, чего уж греха таить, зачастую страдают наши образовательные учреждения. Французские педагоги этим не озабочены: никто специально не готовился к встрече гостей, то есть обычный рабочий беспорядок, свидетельствующий о совместной творческой деятельности учителей и детей.

Обращая внимание на позитивные моменты в организации работы дошкольных учреждений и начальной школы города Сен-Кантен (70 тыс. жителей), где побывали российские педагоги, Алексей Леонидович тем не менее считает далеко не все приемлемым именно для нашего российского менталитета. В частности, практически не контролируемый администрацией французской школы или дошкольного учреждения образовательный процесс с трудом можно представить в условиях российского образования. Во Франции получение диплома учителя (кстати, весьма уважаемой и высокооплачиваемой профессии), уже достаточная гарантия обеспечения качественного оказания образовательных услуг. У нас же диплом - еще далеко не показатель высококлассного специалиста, каких бы сфер деятельности это ни касалось. А осуществление контроля и практическое обучение профессиональной деятельности - неотъемлемая часть российской системы образования.

Положительное впечатление производили добротно построенные здания образовательных учреждений с просторными помещениями, отделанные устойчивыми материалами (например, мраморной крошкой), огромные спортивные залы и площадки. Развитие детей проводится по различным направлениям, причем, занимаются с ними разнопрофильные узкие специалисты-профессионалы, а не учителя. Оформление каждого класса, по словам А.Л. Левина, отражает дух, идею его обитателей. И, конечно же, впечатляет техническое оснащение. Причем, сделано все для индивидуального развития каждого ребенка (даже парта-стул ориентированы на одного учащегося, которые можно при желании конфигурировать в различные сочетания по 2-3 и т.д., в зависимости от требований формы урока).

В школах Сен-Кантена нет традиционного административного управленческого аппарата. Директор - не преподающий педагог, а скорее менеджер. Государственными образовательными учреждениями управляет городская мэрия, она же осуществляет прием на вакантные должности учителей на конкурсной основе (опять-таки на основании дипломных оценок).

Нет в их школе и традиционной для нас социальной службы, неотъемлемой составляющей российского образовательного процесса. Социальная служба во французской системе образования - это другая специализация, обеспечивать которую призвана семья. Также как и питание ребенка. Функция школы - лишь помочь ученику приготовить принесенный с собой обед или доставить его из ресторана. По их мнению, необходимо концентрировать внимание на осуществлении непосредственно образовательных задач.

- Наши коллеги в Сен-Кантене совсем не считают свою систему образования совершенной. К тому же, в Европе она далеко не на первом месте. Открыто говорят о существующих проблемах, связанных, несмотря на все прикладываемые усилия, со снижением общего интереса к обучению.

- Алексей Леонидович, что не удовлетворило в организации поездки?

- В целом считаю, что нашим педагогам подобные посещения очень нужны. Но я бы предпочел непосредственное посещение уроков (которого, к сожалению, не было), более тесное общение с учениками и с педагогами. Лично для меня многие вопросы остались невыясненными. В Париже мы не посетили, к сожалению, ни одной школы. Конечно, за 3 дня, проведенные во Франции, невозможно узнать и осмотреть все. Темп очень быстрый, а французы размеренные, неторопливые люди, не считающие нужным выражаться лаконично. Для них мы - вечно спешащие. Даже поговорку-вопрос придумали на эту тему о русских людях: “куда спешишь, как казак?”

- Для Вас было главное узнать как можно больше о французской системе образования. Но это - страна величайших мировых архитектурных памятников. Успели ознакомиться с культурным наследием Франции?

- По Парижу ходил до изнеможения, осмотрел Елисейские Поля, площадь Согласия, Триумфальную Арку, квартал Сен-Жермен, где жили герои Дюма, Вандомскую площадь, с ее строгими и элегантными особняками XVIII века и другие. К моему величайшему сожалению, не успел осмотреть один из самых известных музеев мира - Лувр. Но сами французы говорят, что на него можно потратить не один день, поэтому просто не хватало времени. Насыщенно, интересно, познавательно - это слова, резюмирующие эту поездку. И все же, я отношусь к той категории людей, которым, как бы ни было хорошо в гостях, дома все же лучше. И как бы много не было недостатков в нашей системе образования, я надеюсь, мы путем его модернизации добьемся необходимых результатов и обязательно найдем свой путь развития.

Беседовала Лариса ЗЕМЦОВА

(Фото из личного архива А.Л. Левина)



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

Гость 12.02.2012, 20:05
Алексей- очень интересный человек как и и его рассказ
учитель 25.02.2012, 22:26
Да,рассказ интересный, тоже хочется во францию.

Оставить комментарий

Погода