Дата последнего номера: 19 Октября 2018 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Космическая киноодиссея

  • Космическая   киноодиссея
  • Космическая   киноодиссея
  • Космическая   киноодиссея
  • Космическая   киноодиссея
  • Космическая   киноодиссея
  • Космическая   киноодиссея
  • Космическая   киноодиссея
Космическая   киноодиссеяКосмическая   киноодиссеяКосмическая   киноодиссеяКосмическая   киноодиссеяКосмическая   киноодиссеяКосмическая   киноодиссеяКосмическая   киноодиссея

Кинопостановки о приключениях в космосе появились еще на заре кинематографа. Премьера первого в истории научно-фантастического фильма - фарсовой комедии "Путешествие на Луну", поставленной французским режиссером Жоржем Мельесом, состоялась во Франции 1 сентября 1902 года. 14-минутная короткометражка, повествующая о группе ученых, отправившихся к спутнику Земли в полом снаряде, выпущенном из огромной пушки, считается одним из шедевров раннего кинематографа. Помимо занимательного сюжета, пародирующего романы "Из пушки на Луну" Жюля Верна и "Первые люди на Луне" Герберта Уэллса, фильм был наполнен различными спецэффектами (самый известный из которых - попадание снаряда в глаз Луны).

В 1908 году был снят ремейк этой картины под названием "Экскурсия на Луну", а первой серьезной кинопостановкой о путешествиях в космосе, стал датский приключенческий фильм "Небесный корабль", снятый в годы Первой мировой войны. Это была поистине эпическая для своего времени лента, хронометраж которой насчитывал порядка 80 минут, а сама история об отважных путешественниках, отправившихся на космическом корабле "Эксельсиор" к Марсу, изобилует религиозными и утопическими идеями.

Первым советским фильмом на космическую тематику стала драма "Аэлита", снятая в 1924 году режиссером Яковом Протазановым по мотивам повести А.Н. Толстого. Фильм, повествующий о советском ученом, который вместе со своим товарищем, совершает межпланетный полет к Марсу, где встречается с марсианской королевой и участвует в освобождении рабочего класса Красной планеты. Несмотря на широкий зрительский успех и некоторые вполне доброжелательные рецензии отечественных критиков, со временем в советском киноведении устоялась "официальная" оценка фильма как не заслуживающего особого внимания. За рубежом этот фильм, напротив, стал классикой мировой кинофантастики. Так американский писатель Фредерик Пол называл "Аэлиту" одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино, подчеркивая, что лишь с появлением "Соляриса" полвека спустя советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее.

Действительно, трудно не согласиться с тем фактом, что следующий после "Аэлиты" выдающийся фантастический фильм о космосе (и не только о нем) был снят в СССР только в 1972 году. Лента режиссера Андрея Тарковского "Солярис", снятая по мотивам одноименного романа польского писателя Станислава Лема, была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля и, несмотря на то, что экранизация была негативно воспринята автором литературного первоисточника, считается одним из лучших научно-фантастических фильмов в истории кино. Прежде всего, "Солярис" Тарковского поражает не визуальными спецэффектами (их там очень и очень немного), а блестящей игрой актеров Донатаса Баниониса и Натальи Бондарчук, замечательной музыкой Эдуарда Артемьева, множеством культурных отсылок и непредсказуемым финалом. И пусть история психолога Криса Кельвина, отправившегося на станцию близ таинственной планеты Солярис, где его ждет встреча с главным призраком прошлого - женой-самоубийцей Хэри - это рассказ не столько про космос внешний, сколько про космос внутренний, художественную ценность и значимость фильма для будущего кинофантастики сложно переоценить.

Стоит также отметить, что в начале XXI века американская киностудия "20-й век Фокс" обратила взор к далекому миру Соляриса. В кресло режиссера пригласили Стивена Содерберга (который, к слову, никогда не снимал фантастику), а на роли главных героев - голливудских звезд Джорджа Клуни и Наташу Макэлхоун. Однако фильм, изначально задуманный как ремейк шедевра Тарковского, превратился в итоге в любовную драму в фантастических декорациях. Несмотря на то, что Станислав Лем встретил фильм Содерберга сдержанно-положительно, заявив, что "эта картина прекрасно пахнет, но из целого букета, какой предоставляет собой книга, я предпочитаю другие ароматы", американский "Солярис" 2002 года не сыскал большой любви как зрителей, так и критиков.

Однако и без достойной экранизации одного из выдающихся научно-фантастических романов, у кинематографа США есть много поводов для гордости. Это, конечно же, не относится к десяткам безмозглых летних блокбастеров, собирающих в прокате сотни миллионов долларов за счет зрителей, падких на дорогостоящие спецэффекты.

Одним из самых выдающихся фильмов мирового кинематографа является эпопея Стэнли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года", снятая метром американского кино в 1968 году. В основу этой культовой ленты лег рассказ Артура Кларка "Часовой", писатель также стал соавтором сценария фильма и автором одноименного романа, вышедшего в свет сразу вслед за кинокартиной. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда. Картина рассказывает о серии встреч людей с таинственными иноземными артефактами, первая из которых состоялась на заре человечества, а вторая - в конце ХХ века, на Луне. Именно находка на спутнике Земли привела людей к третьему, самому большому монолиту на орбите Юпитера, куда отправляется экспедиция космического корабля "Дискавери". Фильм приобрел миллионы поклонников по всему миру и был восторженно встречен критиками. "Космическая одиссея" - не знающий себе равных памятник, великое провидение будущего, непревзойдённое в своём понимании человека и вселенной. И это заявление прозвучало в то время, которое с высоты сегодняшнего дня представляется едва ли не вершиной технологического оптимизма человечества", - писал известнейший американский телеведущий и кинокритик Роджер Эберт.

Фильм действительно поражает воображение, и не только неторопливым, интересным сюжетом и использованием в качестве саундтрека классической музыки. Съемки космических сцен даже по современным меркам сделаны на грани фантастики, из-за их невероятной реалистичности Кубрику даже приписывают участие в так называемом "лунном заговоре" - якобы программа "Аполлон" не была реализована, а высадки американских астронавтов на Луну были сняты в штате Невада режиссером "Космической одиссеи".

Кстати, об американской лунной программе был снят по своему уникальный фильм - нечасто можно увидеть кинокартину о космосе, основанную на реальных событиях. "Аполлон-13", вышедший на экраны в 1995 году, рассказывает об одном из самых драматичных моментов в истории освоения космоса, когда из-за серьезной аварии едва не погиб экипаж экспедиции, которая должна была завершиться третьей пилотируемой посадкой на Луну. Роли легендарных астронавтов Ловелла, Хейза и Свайгерта исполнили голливудские звезды Том Хэнкс, Билл Пэкстон и Кевин Бейкон, а сам фильм имел большой кассовый успех и получил множество наград и номинаций на самые престижные премии.

По сравнению с "Аполлоном-13" вышедший в 2013 году американо-британский технотриллер "Гравитация" - фантастика чистой воды. Однако эта блестящая постановка стала одним из лучших фильмов последних лет. 7 наград Американской премии "Оскар-2014", включая статуэтки за лучшую режиссерскую работу (Альфонсо Куарон) и лучшую работу оператора (Эммануэль Любецки), 6 премий BAFTA, включая награду за лучший британский фильм года, премия "Сатурн" в номинации "Лучший научно-фантастический фильм” - далеко неполный список наград.

Рассказ о двух астронавтах, оставшихся наедине с открытым космосом после аварии космического челнока на околоземной орбите - история пострашнее любых хорроров про зомби и прочую потустороннюю нечисть. А уж как красиво снято… Если говорить коротко, "Гравитация" - один из тех фильмов, которые заслуживают рейтинг "Смотреть обязательно!"

Ноябрь 2014 года. В широкий прокат выходит научно-фантастическая драма Кристофера Нолана "Интерстеллар". По сюжету - недалекое будущее. Из-за резкого ухудшения климата население Земли встает на пороге глобального продовольственного кризиса. Все силы брошены на поддержку сельского хозяйства, а космические программы свернуты как нецелесообразные. Все кроме одной. Программа "Лазарь" - проект повышенной секретности, связан с исследованием черной дыры, возникшей на орбите Сатурна. По ту сторону червоточины ученые обнаруживают звездную систему с тремя потенциально пригодными для жизни планетами. К ним уже посланы три экспедиции, и теперь проект выходит на финишную прямую. Возглавить полет, который может дать человечеству новый шанс, по воле судьбы должен бывший пилот НАСА Купер. Последние годы он прожил с семьей на ферме в сельской глубинке, сражаясь с неурожаем и бесконечными пыльными бурями, теперь у него появилась возможность сделать то, что он умеет лучше всего…

"Интерстеллар" - один из фильмов, о которых невозможно много рассказать. Основанный на работах физика-теоретика Кипа Торна, фильм начисто лишен псевдонаучной занудности и ни разу не скатился до уровня "вау-кино" (хотя спецэффекты и зрелищность находятся на высочайшем уровне). Почти три часа просмотра пролетают как один миг, словно ты на планете Миллер, где герои "Интерстеллара" сталкиваются с аномалией, заставляющей время снизить скорость до черепашьего шага. Фильм получил в основном положительные оценки критиков (ресурс Metacritic выставил рейтинг 74 из 100 на основе 46 рецензий). В прокате фильм собрал 672,5 млн. долларов при бюджете $ 165 млн.

А что же российский кинематограф? Здесь нет такого изобилия высококачественных фильмов, но один стоит упомянуть обязательно. В 2013 году в российский прокат вышел биографический фильм "Гагарин. Первый в космосе", в центре которого полет Юрия Алексеевича 12 апреля 1961 года. Несмотря на то, что фильм имеет статус национального, и это первая биографическая картина о первом космонавте, на съемки которой дала согласие семья Гагарина, в прокате фильм даже не окупил свой довольно скромный бюджет. Но это вовсе не значит, что фильм не получился, напротив, отзывы о киноленте обычных зрителей в большинстве своем положительные. Вот только у прокатчиков “Гагарин” большого интереса не вызвал. А жаль. Такие фильмы нужно смотреть и нужно ими гордиться. Гордиться тем, что именно наш соотечественник стал человеком, открывшим людям дорогу в космос. И сколько бы красивых, дорогих и умных фильмов не сняли на Западе о межзвездных полетах, историю не перепишешь.

Смотрите кино!

Павел ЛОПАНЦЕВ

На фото: Снаряд с космонавтами попадает в глаз Луны (кадр из фильма "Путешествие на Луну". 1902 год); Марсианский астроном и Ихошка, служанка королевы Марса ("Аэлита"); Даже у фантома Хэри проявлялись суицидальные наклонности ("Солярис" А. Тарковского); Пилоты "Дискавери" обсуждают возможность отключение суперкомпьютера HAL 9000 ("Космическая одиссея 2001 года"); Сандра Буллок в роли астронавта Райан Стоун в фильме "Гравитация"; Планета Миллер в фильме "Интерстеллар"; Актер Ярослав Жалнин в роли первого космонавта планеты

КОММЕНТАРИИ

10.04.2015, 12:11
Очень интересно,спасибо!

Оставить комментарий

Погода