Дата последнего номера: 23 Ноября 2017 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Миссия на Марс: мечта когда-нибудь станет былью?..

0 960 Кроме того
  • Миссия  на  Марс:  мечта  когда-нибудь  станет  былью?..
  • Миссия  на  Марс:  мечта  когда-нибудь  станет  былью?..
  • Миссия  на  Марс:  мечта  когда-нибудь  станет  былью?..
Миссия  на  Марс:  мечта  когда-нибудь  станет  былью?..Миссия  на  Марс:  мечта  когда-нибудь  станет  былью?..Миссия  на  Марс:  мечта  когда-нибудь  станет  былью?..

В этом году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. В далеком 1961 году, 12 апреля, советский летчик-космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток-1" совершил первый шаг человечества за пределы земной атмосферы. Так началась эпоха пилотируемых космических полетов.

В 1960-х гг. полет Гагарина буквально окрылил советских граждан - от простых рабочих и крестьян до выдающих ученых умов - все грезили реализацией космических программ поистине вселенского масштаба. 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос и, несмотря на ряд трудностей и нештатных ситуаций, смог благополучно вернуться на борт КА "Восток-2". Этот рискованный эксперимент всего через несколько месяцев удалось повторить американцам - 3 июня 1965-го в открытый космос вышел астронавт Эдвард Уайт…

Буквально с первых моментов освоения космоса разгорелось соперничество двух сверхдержав за первенство в реализации ряда амбициозных проектов, ключевыми из которых стали "лунная гонка" и программа пилотируемого полета к Марсу.

В 1969-м СССР вынужден был признать поражение в "лунной гонке" - 21 июля американские астронавты - командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин успешно совершили посадку лунного модуля корабля "Аполлон-11", а затем вышли на поверхность естественного спутника Земли.

После этого руководство и научное сообщество СССР устремило взор к Красной планете. Действительно, если с Луной не вышло, почему бы не слетать к Марсу на "лунном" орбитальном корабле - "Союзе 7К-Л1"? Видимо, так и рассуждали лучшие советские конструкторы, проектировавшие лунный "Союз" с расчетом его возможного использования для межпланетных полетов. Так появился проект "Аэлита", который должен был стать достойным ответом американским успехам.

Для осуществления полета к четвертой планете от Солнца сразу три советских конструкторских бюро начали прорабатывать нюансы столь сложной и рискованной экспедиции. Также была утверждена разработка "марсианского" варианта ракета "Н-1". Вот только нереализованная конструкция для полетов на Луну оказалась слишком несовершенной, чтобы осуществить межпланетное путешествие. Однако нашелся человек, который был готов пожертвовать собой, отправившись в одиночный сверхопасный полет. Михаил Бурдаев, летчик-космонавт, а ныне профессор и академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, вызвался добровольцем. Он готов был преодолеть миллионы километров на уже испытанном к тому времени "Союзе", предназначавшемся для полетов на Луну. При этом в случае возникновения аварийной ситуации космонавт готов был смириться с невозможностью вернуться на Землю.

В конце 1972 года, после четвертой аварии на старте ракеты "Н-1", проект создания этого перспективного носителя был закрыт. Советским конструкторам так и не удалось создать мощную и надежную ракету межпланетного назначения, что поставило крест на проекте "Аэлита".

…Десятилетия прошли с тех пор, когда пионеры космонавтики готовили невероятные по сложности и амбициозности проекты. Однако человечество так и не смогло сделать по-настоящему серьезный шаг в сторону пилотируемых межпланетных полетов. После завершения американской лунной программы "Аполлон" в декабре 1972 года ни один пилотируемый космический корабль не покидал пределов низкой околоземной орбиты (высота от 160 до 2000 км. над уровнем моря нашей планеты). Человечество вывело на орбиту и уже второй десяток лет эксплуатирует обитаемую Международную космическую станцию, а межпланетные полеты отданы на откуп автоматизированным аппаратам. Два из них - TGO и Schiaparelli, отправились в космос с космодрома "Байконур" 14 марта 2016 года в рамках реализации российско-европейской миссии "ЭкзоМарс". Оба аппарата направляются к Марсу и достигнут орбиты нашего космического соседа через семь месяцев полета. Первый из них - орбитальный аппарат, который выйдет на орбиту Марса ориентировочно 19 октября т.г., в то же время десантный модуль должен войти в атмосферу Красной планеты, а после посадки впервые проведет на поверхности замеры магнитного поля Марса. Все полученные научные данные будут передаваться как в Европу, так и в Россию.

Что касается отечественной космонавтики, то успех "ЭкзоМарса" может стать вторым, после первой в мире мягкой посадки спускаемого аппарата на Марс, выполненной 2 декабря 1971 года. Правда, тогда спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции "Марс-3" проработал на поверхности планеты всего 14,5 секунды. Модуль "ЭкзоМарса", как надеются ученые, проработает от 2 до 8 суток.

Специалисты отмечают, что посадка спускаемого аппарата на Марс - дело весьма непростое из-за особенности атмосферы планеты - она достаточно плотная, чтобы космический аппарат разогрелся, но при этом этой плотности недостаточно (давление у поверхности планеты в 160 раз меньше земного), чтобы использовать торможение парашютами. Вместе с тем, все надеются на благоприятный исход.

Представляется, что от успеха десантного модуля Schiaparelli будет во многом зависеть судьба второго аппарата миссии "ЭкзоМарс", полет которого запланирован на 2018 год. Тогда на Марс планируется доставить полноценный спускаемый модуль и марсоход. В ходе реализации второго этапа "ЭкзоМарс" у исследователей впервые появится возможность пробурить почву Марса на два метра в глубину. Задачи, которые будут решаться комплексом научной аппаратуры на посадочной платформе проекта "ЭкзоМарс-2018" ещё более масштабны. КНА планируется оснастить метеокомплексом с датчиками температуры, давления, ветра, влажности, пыли, освещенности, магнитного поля, магнитометром, нейтронным и гамма-спектрометрами для исследования распределения воды в поверхностном слое грунта и даже микрофоном, который позволит землянам "услышать" Марс.

Так какова главная цель весьма дорогостоящего проекта? Отвечая на этот вопрос, один из участников разработки оборудования для орбитального аппарата "ЭкзоМарса", доктор физико-математических наук, завотделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов отметил два аспекта - ученые хотят получить ответ на вопросы об эволюции Марса и происхождении жизни. При этом Митрофанов обратил внимание на то, что на поверхности планеты шансы найти что-то живое минимальны, но вот в марсианской почве "что-то может быть".

Конечно же, невозможно не рассматривать проект "ЭкзоМарс" как подготовку к пилотируемому полету - тому, о чем мечтали люди на заре космических исследований. "Мы не можем бесконечно "топтаться" на околоземной орбите, считает лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, советник президента РКК "Энергия" Александр Александров. - Нужно думать, какие шаги предпринять для того, чтобы освоение Марса не напоминало лунную прогулку. Исследовательские проекты, которые сегодня реализуются (сейчас Красную планету одновременно изучают семь аппаратов), представляют последовательную подготовку к последующему рывку на Марс. Речь идёт о предпосылках для создания базы на планете и пилотируемого полёта к ней".

Вместе с тем, по мнению Александрова, космическая отрасль может стать высокотехнологичным драйвером для российской экономики, но только при условии постановки амбициозных задач. К таковым он отнес создание ракетоносителя на ядерной тяге, в чем будет бесценен опыт РКК "Энергия". "Ядерное горючее по запасу энергии превосходит любой другой вид топлива. Оно гораздо меньше весит, то же самое касается объёмов. В общем, ядерная энергодвигательная установка будет незаменима для дальних космических и межпланетных перелетов, в частности, на Марс".

Хочется отметить еще и тот факт, что в последнее время появляется всё больше независимых команд космических энтузиастов, предлагающих на суд научного сообщества свои идеи. Одна из таких команд - под руководством Александра Хохлова, инженера-конструктора в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики (Санкт-Петербург), предложила проект пилотируемого облета Венеры и Марса в 2021-2023 гг. В эти годы Земля, Венера и Марс расположатся уникальным образом, что, по мнению авторов проекта, даст человечеству возможность совершить очень экономичный облет второй и четвёртой планет от Солнца без необходимости специально тормозить на орбитах и делать серьёзные коррекции траектории при минимальных затратах топлива.

Естественно, авторы такого проекта не могут обещать космического полета, но готовность обосновать практическую пользу и важность такой миссии для пилотируемой космонавтики и человечества, то, что лететь в 2021 году к Венере и Марсу можно и нужно, это реально здорово. И что если именно такого энтузиазма и не хватает сейчас космической науке?

Когда-то первый космонавт планеты Гагарин сказал: "Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту". А еще Юрий Алексеевич мечтал побывать на Венере, чтобы увидеть, что находится под ее облаками, хотел увидеть Марс, чтобы самому убедиться, есть ли на нем каналы. Как известно, ему было не суждено даже совершить второй полет в космос: Гагарин трагически погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968-го. Не увидят Марс и Венеру и другие космонавты-первопроходцы. Остается надеяться, что их подвиг вдохновит новое поколение исследователей космоса, судьба которых - впервые ступить на другие планеты.

Павел ЛОПАНЦЕВ

На фото: старт космического коробля "Восток-1". 12 апреля 1961 года; советская почтовая марка 1972 года; ракета "Протон-М" успешно стартовала с модулями проекта "ЭкзоМарс", трансляция запуска проходила в прямом эфире на YouTube-канале Роскосмоса



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Погода