Дата последнего номера: 19 Октября 2018 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Истребитель обороняется нападением

0 743 Кроме того
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
  • Истребитель  обороняется  нападением
Истребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападениемИстребитель  обороняется  нападением

О нем написано и рассказано столько, что найти что-то новое в биографии этого великого воина уже, кажется, невозможно. Его боевой подвиг, активная жизненная позиция, невероятный труд на благо отечественной авиации и всей Советской Армии в послевоенные годы, его славный путь длиною 74 года, окончившийся трагической гибелью в мирное время - всё это частица славных страниц истории нашей страны. Николай Михайлович Скоморохов - один из тех людей, что и делом, и словом вписал свое имя в незримый зал героев Отечества, благодаря которым Матушка-Русь была и будет великой державой.

Наш герой родился в селе Лапоть Золотовского района Саратовской губернии в то далекое и смутное время, когда в небытие окончательно уходило все то, чем жила веками наша страна, и начинало строиться молодое, амбициозное советское государство. В 1930-м году, через 10 лет после рождения сына Николая, крестьянская семья Скомороховых перебралась из сельской глубинки в город Астрахань, где будущий прославленный летчик делал первые трудовые шаги и получил образование… в библиотечном техникуме. Правда, чуть раньше, окончив среднюю школу, Николай Скоморохов выучился в школе фабрично-заводского ученичества и пошел работать на астраханский завод имени III-го Интернационала. Спустя много лет школу № 53 г. Астрахани, находящуюся в районе этого завода, назовут именем дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Николая Михайловича Скоморохова…

В 1939 году Скоморохов начал учиться в астраханском аэроклубе. Именно этот шаг стал, пожалуй, решающим в его будущей судьбе. В декабре 1940 года был призван в Красную Армию Золотовским районным военкоматом АССР немцев Поволжья. Здесь молодой выпускник аэроклуба продолжил свой путь в небо, став курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов им. А.К. Серова. После начала Великой Отечественной, в октябре 1941 года, школа была эвакуирована в Азербайджанскую ССР, и первым местом службы окончившего ее в марте 1942 года Скоморохова стал запасной авиационный полк ВВС Закавказского военного округа, дислоцировавшийся в г. Баку. Но уже совсем скоро ему предстояло оказаться в самой гуще сражений Великой Отечественной войны…

Он начал воевать в декабре 42-го, а уже в январе 43-го одержал свою первую победу над врагом. Первый боевой вылет Скоморохова был ознаменован сбитой немецкой "рамой" (так называли разведывательный самолет "Фокке-Вульф" FW-189). На глазах у Н.М. Скоморохова командир его звена лейтенант Владимир Евтодиенко не оставил фашистам ни единого шанса… И свой боевой счет Николай Михайлович открыл в столкновении с такой же "рамой". Вот как он сам вспоминал о своей первой победе:

"Я мечтал о встрече один на один с врагом. Этот момент пришел. И что же? Вокруг ничего не случилось... Сейчас будет первая схватка. Чем она обернется? Чью жизнь оборвет?

Нас, конечно, двое. Но это же проклятущая "рама". Мы знали: если сразу ее не сразишь - потом с ней трудно управиться.

Захожу в атаку сверху. ФВ-189 растет, растет в прицеле - пора открывать огонь. Расходимся метрах в двадцати. Иду на косую полупетлю, не выпускаю "раму" из поля зрения. А она, развернувшись, ухитрилась пристроиться в хвост Евтодиенко. На полной скорости захожу фашисту в лоб, бью из всех трех огневых точек. От "рамы" что-то отлетает, она у меня на глазах вспыхивает. Но еще держится в воздухе. Начинает уходить, отбиваясь теперь от Евтодиенко. Видимо, немец решил, что я уже свое сделал, ушел в сторону.

Но я не выпускаю из своего поля зрения оба самолета. Снова завернул полупетлю, вышел прямо на "раму" и дал очередь по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы.

Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во все горло, взвился свечой в небо.

А Евтодиенко, мой добрый командир и надежный товарищ, ходил в это время чуть в стороне и стерег меня. Он уже знал, что многие погибали именно в порыве беспечной радости от успеха в бою, и смотрел в оба".

"Легко сказка сказывается, да непросто дело делается," - говорит старая русская пословица. Был момент, когда молодого пилота Скоморохова раз за разом преследовали неудачи. Вроде уже всё, взял на прицел "Мессершмитт", нажал на гашетки, а враг уходил от огня, как ни в чем не бывало. Но тут помог совет командира эскадрильи Я.И. Микитченко, опытного пилота, еще до войны закончившего военную академию, и умевшего очень грамотно проанализировать любой бой. Скоморохов навсегда запомнил, как растолковывал ему командир детали воздушного боя и оказался очень способным учеником…

14 июня 1943 года. Враг совершил налет на аэродром Нижняя Дуванка. Семь "FW-190" и восемь "ME-109" - очень серьезный противник. Для отражения атаки в воздух поднялись 24 советских "ЛА-5". Бой происходил на большом пространстве между отдельными группами. О мужестве и мастерстве наших летчиков свидетельствуют семь сбитых вражеских самолетов. В этом бою отличился и Скоморохов со своим ведомым В. М. Шевыриным.

Прошло совсем немного времени и Скоморохова назначили командиром эскадрильи. Теперь он сам стал вести за собой летчиков в бой. В одном из них, в ноябре 1943 года, четверка истребителей во главе со Скомороховым должна была прикрывать войска, ведущие бой на земле. Внезапно Николай Михайлович увидел 10 "фокке-вульфов", которые шли бомбить позиции красноармейцев на земле. Летчики самоотверженно бросаются на врага, гитлеровцы рассыпаются, сбрасывают бомбы мимо цели, уходят… Но на подходе еще 16 бомбардировщиков под прикрытием четырех "мессершмиттов" - две группы. Скоморохов решает разделить эскадрилью и атаковать две группы одновременно, чтобы не допустить прицельного бомбометания. Дерзкая стремительная атака имела потрясающий эффект - гитлеровцы дрогнули, 20 самолетов отступили перед натиском четырех советских летчиков, сбросив бомбы на головы своих же солдат.

Совсем скоро Н.М. Скоморохов и его боевые товарищи отличились еще раз. Вот что говорят об этом строки в личном деле Николая Михайловича:

"4.12.1943 года, выполняя задание на сопровождение ИЛ-2, в районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника, капитан Скоморохов смело вступил с ним в бой, В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям противника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики возвратились благополучно на свой аэродром. В этом воздушном бою тов. Скоморохов сбил два самолета противника. На аэродроме капитану Скоморохову за отличное прикрытие штурмовиков и проявленное мужество в бою была устроена торжественная встреча".

Это были не первые и далеко не последние победы групп самолетов под командованием Н.М. Скоморохова. И еще не раз Николай Михайлович доказывал свое боевое мастерство и блестяще отточенные навыки, став одним из лучших асов советской авиации. Так, в тяжелых боях на территории Венгрии советским летчикам противостояла элитная группа фашистской авиации "Удет", в состав которой входили пилоты широко разрекламированной немцами "Бриллиантовой эскадры". С этими безжалостными асами Скоморохову и его товарищам уже приходилось встречаться: в бою над Днестром в сражении с одним из "бриллиантовых" погиб опытный командир эскадрильи Н.И. Горбунов…

В небе над Будапештом Н.М Скоморохов отомстил за погибшего товарища: в перекрестье прицела Николая Михайловича попал немецкий самолет новой марки "Густав" ("Messerschmitt Bf.109G"). Профессионализм пилота люфтваффе не спас его от гибели - после тяжелого боя Скоморохов отпраздновал 41-ю победу над врагом. А спустя всего несколько дней принял вызов еще одного "бриллиантового" аса и снова победил… После допроса выжившего вражеского летчика выяснилось, что сбитый над венгерской столицей пилот был командиром эскадры.

10 апреля 1945 года. Наши части на подступах к Вене. Скоморохов с товарищами прикрывает группу штурмовиков - самолетов "ИЛ".

На подходе к цели на горизонте появляются 10 вражеских "FW-190", к которым вскоре присоединилась еще десятка "фоккеров" и десять "МЕ-109". Пилоты "ИЛов", уверенные в прикрывающих их истребителях, приступили к атаке наземных целей, а над ними разгорелся нешуточный бой - ведь против 30 немецких самолетов были всего 5 советских летчиков, сумевших дать отпор превосходящему численностью врагу. Немцы потеряли 7 самолетов, три из них сбил лично Н.М. Скоморохов.

Николай Михайлович прошел славный путь во время войны, став дважды Героем Советского Союза. На его боевом счету 46 вражеских самолетов, сбитых лично, и еще 8 -в группе. Сам он ни разу не был сбит и не был ранен, а его самолет не получил ни единого повреждения.

В личном деле Н. М. Скоморохова есть такие слова: "В боевой работе не знает устали. Беззаветной храбростью и мужеством, победными боевыми делами показал свою преданность делу Коммунистической партии и социалистической Родине".

После войны Н.М. Скоморохов продолжил службу в Советской Армии. Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генштаба ВС СССР, в разные годы являлся командующим 69-й и 17-й воздушными армиями. В 1973-м назначен начальником Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. В 1980-м защитил докторскую диссертацию, в 1981-м Скоморохову было присвоено звание маршал авиации.

Николаем Михайловичем написано более 140 научных трудов и несколько военных учебников, что совсем не случайно. Военный летчик Скоморохов был большим новатором, в его боевых действиях, тактике было много оригинального. Именно в этом кроется секрет его невероятных успехов в сражениях. Золотое правило: "истребитель обороняется нападением" - было законом для великого советского аса и его подчиненных.

Павел ЛОПАНЦЕВ

На фото: Николай Скоморохов. Май 1942 года; "Четверка отважных". 1945 год (М. Цыкин, Д. Кравцов, Н. Скоморохов, М. Карпухин); 1947 год. Окончен первый курс академии им. Фрунзе. С друзьями и однокашниками; У памятника в с. Лапоть с матерью Еленой Лазаревной и земляками-односельчанами (1950-е гг.); Командир 71-го истребительного авиационного корпуса группы советских войск в Германии Н.М. Скоморохов перед вылетом для перехвата цели "на потолке"; Николай Михайлович с детворой с. Лапоть (Белогорское); 1972 год. Москва. Кремль. Валентина Терешкова и Николай Скоморохов; 1972 год. Москва. Кремль. Группа депутатов Верховного Совета СССР в перерыве между заседаниями. Справа налево: министр культуры СССР Е. Фурцева, певица Л. Зыкина, Г. Пастушенко, Н. Скоморохов; Николай Скоморохов во время военного парада на Красной площади. 1974 год; Николай Михайлович Скоморохов на открытии памятника летчикам - защитникам Сталинграда в 1975 году; Н.М. Скоморохов во время визита в КНР. 1980-е гг.; Н.М. Скоморохов с министром обороны Канады Мери Коллинз, главкомом ВВС Канады и пилотами; Н.М. Скоморохов поздравляет выпускника Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина; Н.М. Скоморохов с руководителями Красноармейского района в 1980-е гг.; 

Редакция газеты "Новая жизнь" благодарит Антониду Александровну Лобанову и Светлану Николаевну Скоморохову за предоставленные фотографии

Погода