Дата последнего номера: 20 Сентября 2018 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Юрий Гагарин. В плену у звезд

0 972 Кроме того
  • Юрий  Гагарин. В  плену у звезд
  • Юрий  Гагарин. В  плену у звезд
  • Юрий  Гагарин. В  плену у звезд
  • Юрий  Гагарин. В  плену у звезд
  • Юрий  Гагарин. В  плену у звезд
Юрий  Гагарин. В  плену у звездЮрий  Гагарин. В  плену у звездЮрий  Гагарин. В  плену у звездЮрий  Гагарин. В  плену у звездЮрий  Гагарин. В  плену у звезд

27 марта 1968 года. 10.30 утра по Москве. На связь с землей в последний раз выходит первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Спустя минуту учебно-тренировочный истребитель "МиГ-15" под управлением Гагарина и летчика-инструктора, командира учебного авиаполка Владимира Серегина потерпит катастрофу близ деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. В результате крушения погибнут два Героя Советского Союза, а в стране будет объявлен общенациональный траур -впервые связанный со смертью человека, не являющегося действующим главой СССР.

Космический полет Ю.А. Гагарина длился всего 108 минут, но именно эти мгновения сделали его одной из самых узнаваемых персон 60-х годов ХХ века. С первых минут после приземления на поле в Энгельсском районе и до самой смерти он оставался не только национальным героем - его боготворил весь мир. В рамках зарубежных визитов, с так называемой "Миссией мира", Гагарин посетил Чехословакию, Финляндию, Болгарию, Великобританию, Египет, Индию, Кубу, Бразилию, Канаду - всего около 30 стран. Куда бы ни приехал советский космонавт с лучезарной улыбкой на лице, его встречали главы государств, многотысячные толпы людей, уважение и почет.

Так, правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания "Героя Социалистического труда ЧССР", президент Объединенной Арабской Республики (Египет) Гамаль Абдель Насер наградил космонавта высшим орденом республики "Ожерелье Нила", а английская королева Елизавета II, вопреки этикету, сфотографировалась с Юрием Алексеевичем на память, мотивировав это тем, что Гагарин не обычный земной, а небесный человек.

В сентябре 1961 года Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, в которой за месяц до гибели защитил дипломный проект. Являлся депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, Президентом Общества советско-кубинской дружбы, занимал еще ряд общественных должностей.

Любой другой человек, затянутый в пучину бесчисленных застолий и международных визитов, мог попросту забыть о полетах, почивая на лаврах и ведя светский образ жизни "звезды". Но Гагарин был не таким. Его желание вернуться в космос, совершить полет на Луну, участвовать в программах межпланетных перелетов было запредельным. Не имея долгое время летной практики, Гагарин совершил первый самостоятельный вылет после перерыва лишь в декабре 1967 года на истребителе "МиГ-17". Посадить с первого раза машину летчику не удалось - неверно рассчитал заход на посадку, что вообще характерно для пилотов низкого роста (в случае с Гагариным - всего 157 см.) после длительного перерыва в полетах. Именно тогда власти страны обеспокоились возможностью потерять популярного героя в авиакатастрофе. Гагарину запретили самостоятельные полеты (хотя, нонсенс, он был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов по летной подготовке), однако желание вернуться в небо позволило добиться направления на восстановление квалификации "летчик-истребитель".

На самом деле, Ю.А. Гагарин имел квалификацию "военный летчик 1 класса", однако присвоена она была ему не за мастерство пилотирования истребителя, а за полет в космос. Примерно по этой же схеме Гагарин получал звания - стартовав в космос старшим лейтенантом, вернулся - майором, в ноябре 1963 года был уже полковником. Всё это, конечно же, не говорит о том, что он был плохим пилотом, наоборот, до того как попасть в группу космонавтов, Гагарин служил на Севере в морской авиации и был на хорошем счету у начальства. Но вот асом не был никогда. Да и не мог быть - в боях не участвовал, выдающимися антропометрическими данными не обладал, на службе был недолго. Но его стремление к самосовершенствованию, желание достичь новых высот, смелость, решительность и энтузиазм заслуживают особого восхищения.

Асом был другой пилот, в тот роковой день оказавшийся в кресле летчика-инструктора учебного "МиГ-15" . Владимир Серегин, командир полка, летчик-испытатель 1 класса, участник Великой Отечественной войны, совершивший в 1943-1945 годах 140 боевых вылетов - он отвечал за Гагарина своей головой, но и он не смог предотвратить трагедию.

Итак, на утро 27 марта 1968 года был назначен завершающий проверочный полет Ю.А. Гагарина с инструктором. После этого космонавт № 1 должен был получить разрешение на самостоятельное пилотирование "МиГ-17". Задание было простым - взлететь с аэродрома Чкаловский (Московская область), набрать высоту 4200 метров и в отведенной для них зоне выполнить ряд несложных маневров. Однако на 12 минуте полета, после выполнения координированных разворотов на 360 градусов - "восьмерки", Гагарин неожиданно запросил разрешение покинуть зону и вернуться на аэродром. Получив утвердительный ответ от руководителя полетов, Гагарин передал: "Понял, выполняю". Это были его последние слова. Спустя 60-70 секунд "МиГ-15 УТИ", срезав в густом лесу стволы 14 деревьев, врезался в землю.

Для расследования причин катастрофы была создана правительственная комиссия. Однако в духе той эпохи ее заключения обнародованы не были, возможно, из-за того, что истинных причин случившегося так и не удалось установить. Как стало известно спустя годы, основной вывод госкомиссии сводился к тому, что в результате изменившейся воздушной обстановки в полете экипаж совершил резкий маневр и пикируя почти вертикально вышел из облачного слоя. Самолет столкнулся с землей, несмотря на попытки летчиков вывести машину в горизонтальное положение. Экипаж погиб. Расследование показало, что отказов и неисправностей техники не было. Посторонних веществ в крови летчиков химический анализ останков не выявил.

Естественно, режим секретности породил массу "народных" версий и конспирологических легенд. Согласно одной из них, Гагарин стал жертвой режима - крушение самолета было подстроено КГБ из-за конфликта, возникшего у "зазвездившегося" космонавта с высшим руководством страны. Из этой теории растут уши еще более дикой версии - якобы катастрофа была сфальсифицирована, а Гагарин был арестован спецслужбами, подвергся пластической хирургии и помещен в одну из провинциальных психбольниц, где впоследствии умер. Нашлись и такие "исследователи", которые утверждают, что Гагарин сам сымитировал собственную гибель, а затем поселился в одном из сел Оренбургской области, где спустя много лет, уже в преклонном возрасте, случайно погиб на охоте.

Одной из любимых баек жителей СССР была история про похищение Юрия Алексеевича инопланетянами. В 1979 году болгарская ясновидящая Ванга, не раз заявлявшая, что общается с жителями планеты Вамфин, произнесла: "Однажды сказали мне, что Гагарин не сгорел и не умер, а был взят. Кем, почему, куда - не объясняют". Причем, слова эти - не выдумка, их действительно произнесла Ванга, об этом написала ее племянница Красимира Стоянова в своей книге о болгарской пророчице. За эти слова немедленно ухватились люди, верящие в феноменальный дар Ванги, а также уфологи, начавшие искать дополнительные доказательства вмешательства внеземных цивилизаций. И как ни странно, они вскоре нашлись. Так, в день трагедии колхозница А.Г.Ярцева, находясь в лесу, увидала в небе яркий огненный шар, испускавший белые лучи. От страха она упала на землю и закрыла голову руками. В этот момент невдалеке раздался взрыв. На следующий день она узнала о крушении возле соседнего села истребителя "МиГ-15", за штурвалом которого сидел Юрий Гагарин. НЛО, преследовавший истребитель, видел в тот день и школьник Юрий Семенов из городка Петушки. Он также слышал отдаленный грохот взрыва. Его воспоминания подкрепил собственным наблюдением Николай Осипов, житель села Заречна. В то утро он работал на лесоразработке и видел, по его словам, "светящуюся чертовщину" и самолет, и облако дыма после того, как он врезался в землю. А в одном из выпусков некогда популярной российской передачи "НЛО: необъявленный визит" автор и ведущий Александр Мягченков рассказал историю контакта инженера Е. Емельянова с инопланетянами. Якобы в ночь с 17 на 18 октября 1989 года Емельянов в сопровождении прибывших из других миров гуманоидов попал внутрь их звездолета, в котором увидел троих землян, сидевших за столом. Одного он узнал сразу. Это был Юрий Алексеевич Гагарин!

Наконец, самая красивая из фантастических историй про тайну гибели Гагарина - первый космонавт планеты погиб во время полета в космос! Нет, это случилось не 12 апреля 1961 года, а за три недели до катастрофы "МиГ-15" во Владимирской области. Сторонники этого мифа (по-другому назвать это сложно) утверждают, что 2 марта на стартовавшем лунном космическом корабле "Зонд-4" (официально он, естественно, был беспилотным) находились Гагарин и Серегин. Программа полета предусматривала облет Луны и приземление спускаемого аппарата. Однако ракета-носитель "Протон-К" не смогла вывести аппарат на требуемую траекторию и он, так и не побывав в окрестностях спутника Земли, возвратился и сгорел в атмосфере. Доказательствами того, что на борту погибшего космического корабля были люди, конспирологи считают тот факт, что перед запуском "Зонда" на Байконуре находилась группа космонавтов, а также то, что останки Гагарина и Серегина были спешно кремированы и захоронены в Кремлевской стене.

На самом деле, версия абсурдна не менее чем россказни о похитителях-инопланетянах. Во-первых, советское руководство очень опасалось за жизнь Гагарина (не зря ему запрещали летать самостоятельно и не приветствовали его желание снова сесть за штурвал). Во-вторых, Серегин никогда не готовился к полетам в космос (возраст и состояние здоровья были уже неподходящие). В-третьих, и это, пожалуй, самое главное - вряд ли спецслужбы стали бы создавать такую сложную мистификацию: можно было бы просто сообщить в тот же день, что Гагарин и Серегин, скажем, погибли в автокатастрофе, как было сделано в случае с главкомом Ракетных войск стратегического назначения Митрофаном Неделиным, погибшим в 1960 году во время взрыва боевой ракеты Р-16.

При этом история "Гагарин и Серегин полетели на "Зонде-4" к Луне" хорошо подошла бы для классного научно-фантастического фильма. Особую романтичность ей придает факт, рассказанный в одном из интервью Алексеем Леоновым, первым космонавтом, вышедшим в открытый космос. Суть его заключается в том, что у Гагарина было намерение похоронить на Луне прах конструктора "Востока-1" и своего друга Сергея Павловича Королева.

Космические похороны должны были заключаться в следующем. В 1968 году советские космонавты собирались сесть на поверхность Луны. И первый, кто на нее высадится, должен был выкопать что-то вроде могилы и похоронить в ней прах Королева. И это было серьезным намерением. После того как тело конструктора сожгли в крематории, прах был отдан Гагарину. Этот пепел запаяли в специальную колбу, которую предстояло предать лунному грунту. И если на миг представить, что Гагарину удалось высадиться на поверхность Луны, это значило бы, что со своей задачей он справился…

Естественно, о смерти Гагарина говорят не только уфологи и конспирологи. И, как ни странно, среди специалистов также нет единого мнения о причинах катастрофы 27 марта 1968 года.

Так, вышеупомянутый летчик-космонавт Алексей Леонов в 2013 году поведал общественности, что получил доступ к секретным материалам следственной комиссии, расследовавшей гибель первого космонавта планеты. Согласно этим документам, в зоне тренировочного полета "МиГа" под управлением Гагарина и Серегина несанкционированно оказался сверхзвуковой истребитель-перехватчик "Су-15", вылетевший из подмосковного аэродрома Жуковский. По словам Леонова, летчик, управлявший этим самолетом, грубо нарушил режим, спустившись на высоту 450 метров, а затем на форсаже ушел на свой эшелон, пройдя в облаках в 10-15 метрах от истребителя под управлением Ю.А. Гагарина. В результате сближения, "Су-15" перевернул учебный "МиГ", вогнал его в глубокую спираль, на выводе из которой, совершив полтора витка, самолет Гагарина и Серегина столкнулся с Землей.

Вместе с тем, что Леонов был очень рад тому, что вдова Юрия Алексеевича Валентина Ивановна Гагарина и его дочери, наконец, смогли узнать, что в действительности стало причиной гибели их мужа и отца, ветеран отечественной космонавтики отказался назвать имя пилота - виновника трагедии. Алексей Архипович мотивировал это тем, что этому человеку уже больше 80 лет и состояние его здоровья очень плохое, а также словом, которое он дал, когда получал доступ к секретной информации.

Несмотря на всю весомость данной версии, не все специалисты согласны с тем, что всё было именно так, как представил Леонов. Так, большой популярностью пользуется версия полковника в отставке Игоря Ивановича Кузнецова, много лет проработавшего ведущим инженером в НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники. По его словам, причиной авиакатастрофы стал аэродинамический удар, который привел к потере сознания, а возможно и гибели летчиков еще до того, как самолет столкнулся с землей. Дело в том, что "МиГ-15 УТИ", на котором отправились в последний полет Юрий Гагарин и Владимир Серегин, был чехословацкого производства. В каждой из двух кабин этого самолета-"спарки" имелся кран вентиляции, положение которого определяет летчик. Так вот, в кабине Гагарина этот кран был открыт наполовину (как определили специалисты, площадь отверстия составляла более 5 квадратных сантиметров). Таким образом, была нарушена герметичность кабины, пилоты это заметили и начали резкое снижение с высоты более 4000 тысяч метров, в результате чего резко возросло давление. В таком случае в течение 3-5 секунд летчики могли стать полностью недееспособными, а неуправляемый самолет устремился к земле.

Эта версия объясняет ряд непонятных фактов, сопутствовавших крушению, в частности то, почему экипаж не выходил на связь, хотя руководитель полета постоянно спрашивал их о высоте, высокие, порядка 9-10 тысяч, обороты двигателя при столкновении с землей и, главное, почему пилоты не пытались катапультироваться. Кстати, исследование останков пилотов не обнаружило у них "гормона страха" - адреналина, и это объяснимо, если представить, что последние 25 секунд рокового полета они были "в отключке" или мертвы.

Говоря о причинах того, что кран вентиляции оказался полуоткрытым, И.И. Кузнецов отмечает тот факт, что пилоты могли вообще не знать о том, что он существует. Дело в том, что краны устанавливались только на самолетах, выпущенных в Чехословакии, а на "МиГ-15 УТИ" советской сборки таких приспособлений попросту не существовало. Гагарин, скорее всего, вообще не трогал кран, а открытым он остался еще с предыдущего полета.

Не было ошибки и в том, что летчики ввели самолет в пикирование - ведь инструкция гласит, что при разгерметизации кабины надо экстренно снижаться, но а о нюансах поведения организма в сложившихся условиях пилоты, естественно, не подумали. Кстати, в степени влияния возросшего давления на летчиков, кроется "слабое звено" этой версии - в годы Великой Отечественной войны кабины самолетов не были герметичными, а пилоты резко пикировали с высоты в 4000 метров и не испытывали никаких проблем со здоровьем.

Наконец, самая драматичная из версий гибели Героев Советского Союза. Ее основоположник - генерал-майор авиации Николай Федорович Кузнецов (1916-2000), в 1963-1972 годах возглавлявший Центр подготовки космонавтов. По его мнению, причиной трагедии стало резко ухудшившееся в полете состояние Владимира Серегина. Дело в том, что у 45-летнего ветерана еще задолго до дня рокового полета начало барахлить сердце, однако статус командира авиаполка позволял ему летать в обход медкомиссии. Как утверждали очевидцы, перед вылетом утром 27 марта, когда Гагарин уже был в кабине самолета, у него состоялся телефонный разговор на повышенных тонах, по всей видимости, с начальством. Это усугубило состояние аса. Скорее всего, почувствовав себя плохо в полете, он ничего не сказал Гагарину, а лишь расстегнул ремни. Лучше ему не стало, и на вираже он потерял сознание. Юрий Алексеевич, естественно, не хотел подставлять командира и спокойно запросил возвращение на аэродром. После этого он пытался привести Серегина в чувство эволюциями самолета (так летчики называют различные маневрирования, в том числе, и фигуры высшего пилотажа), однако это привело лишь к тому, что тот навалился телом на ручку управления. Это и привело к трагедии - задняя кабина "спарки", где сидел Серегин - инструкторская, то есть имеет преимущественное право управления. Гагарин потерял управление "МиГом", но не стал катапультироваться - конструктивные особенности самолета в таком случае обрекали Серегина на верную смерть, даже если бы он пришел в себя. Возможно, Юрий Алексеевич до конца надеялся, что его товарищ очнется, хотя время отмеряло последние секунды их жизней…

Это далеко не полный перечень тех версий, которые выдвигали исследователи катастрофы. Так первый директор и один из основателей Народного музея Ю.А. Гагарина Владимир Иванович Россошанский (1935-2003) в своей книге "Феномен Гагарина" приводит порядка двух десятков вариантов развития событий. Ошибка при пилотировании (было неправильно определено расстояние от нижнего края облаков до земли), столкновение с шаром-зондом или стаей птиц, удар молнии, обледенение самолета…

Есть основание полагать, что единого мнения о причинах гибели Ю.А. Гагарина не будет никогда. Злые языки утверждают, что Гагарину не стоило возвращаться за штурвал самолета. Якобы слишком много он потерял времени, колеся по миру и участвуя в партийных банкетах. От такого же типа людей идут всякие небылицы, вроде той, что Гагарин с Серегиным в пьяном угаре полетели на самолете в Ташкент на футбольный матч "ЦСКА-Пахтакор", а на обратном пути у них закончилось топливо и самолет разбился.

Да, Гагарин определенное время не имел летной практики. Но в том не его вина. При первой возможности он вернулся в небо и ни на миг не оставлял надежды, что вскоре вернется и в космос. За два дня до своего исторического полета 12 апреля 1961 года Гагарин написал письмо жене и дочерям. В нем есть такие слова: "Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца".

Он не мог остановиться на достигнутом - максималист по натуре, он хотел добиваться новых и новых высот, покорять неизведанное, быть ближе к звездам, к которым он так стремился.

Павел ЛОПАНЦЕВ

На снимках: Ю.А. Гагарин; самолет "МиГ-15 УТИ" в музее венгерских ВВС; обелиск на месте гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина; памятник Ю.А. Гагарину в Звездном городке; у Кремлевской стены...



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Погода