Дата последнего номера: 23 Ноября 2017 года
Новая жизнь16+
Красноармейская общественно-политическая информационная газета.Основана в 1932 годуЦена свободная

Реклама

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Верность долгу всегда и во всем

0 458 Кроме того
  • Верность долгу всегда и во всем

Рассказывая об истории родного края, о его достопримечательностях, нельзя умолчать и о людях, чья биография красной строкой вписана в историю города, района.

Говорят: земля людьми славится. Конечно же, люди, чья жизнь являет собой пример служения Отечеству, пример мужества, стойкости, целеустремленности, трудолюбия – соль земли. Это истина, которая не требует доказательств. Но требует пристального внимания биография наших известных земляков, их мысли, их отношение к действительности. Имя Федора Андреевича Григорьева хорошо известно тем нашим землякам, чья юность пришлась на послевоенные 50-е годы. О нем рассказывали фабричные ветераны, вспоминая интересные, бурные события 50-х: комсомольские движения, почины, ударные вахты. С его именем, именем комсомольского вожака района, связывают они многие интересные и полезные дела, объединившие и сплотившие молодежь. Его имя хорошо знают работники правоохранительных органов. Ф.А. Григорьев многим из них дал путевку в профессиональную жизнь. Девять лет возглавлял высшую школу МВД, десятый год – он ректор Саратовской Государственной Академии права.

Федор Андреевич – Заслуженный юрист России, профессор, генерал-майор внутренней службы, Почетный житель Саратовской области, Почетный гражданин Красноармейского района. Его портрет у нас в городе – на стенде, установленном на площади Победы.

А начиналось все, как у сотен и тысяч мальчишек, выросших в селе. В 1953 году окончил семилетку в Бобровке и стал вопрос – что делать дальше.

Желание учиться было сильнее соблазна остаться жить привычно в родном доме. Отец поддержал стремление сына: "Поезжай в город, учись дальше".

Средняя школа № 4 встретила доброжелательно. Федор Андреевич и сегодня вспоминает своих учителей: Надежду Кузьминичну Удалову, Аркадия Владимировича Липина. Семен Григорьевич Азимов, завуч, преподаватель русского языка и литературы, помог устроиться в интернат, где жили девчата и ребята, так же приехавшие из сел продолжить учебу.

Три года жизни в интернате Федор Андреевич называет одними из лучших в своей жизни. Это не значит, что там было все просто и весело. Тринадцать человек в комнате, у каждого свой характер, свои привычки, но именно эти условия закаляли, Федор Андреевич говорит, что в те годы шла "подлинная шлифовка характера".

С точки зрения воспитания коллективизма интернат также сыграл огромную роль. Вместе учились, вместе ходили в библиотеку, читали, спорили. Вместе стояли в магазине в очереди за хлебом.

В школе Федор Андреевич проявил задатки лидера, был в гуще общественной жизни. Потому практически сразу после окончания школы его пригласили на комсомольскую работу. Была такая должность - инструктор райкома комсомола по зоне МТС. Григорьева закрепили за Сплавнухинской машинно-тракторной станцией, в которую входили Высокое, Некрасове, Ст. Топовка. Постоянного места жительства не стало. Три дня - в одном селе, три - в другом. Работы невпроворот. Ночевал в сельсоветах или кабинетах секретарей парткомов. После ликвидации Сплавнухинской МТС перевели в Луган¬скую. И вновь - каждый день поездки по селам: сегодня - Сосновка, завтра - Мордовое. Оценку этой работе сегодня Федор Андреевич дает лаконично: "Хорошая жизненная школа". По-доброму, с уважением, вспоминает людей, с которыми приходи¬лось работать: Ф.А. Кусмарцева, бывшего тогда 1-м секретарем РК ВЛКСМ, Р.Е. Абрахимову (Азизову впоследствии).

В 1958 году он уже возглавил райком, был избран первым секретарем. Работа - напряженная, ответственная, очень интересная. Все время - с людьми. Оценкой этой работы, видимо, может служить то, что уже через три года Федора Андреевича перевели в обком комсомола.

Работал в отделе пропаганды, орготделе и учился в юридическом институте, с которым связаны многие события в его жизни. Позже был секретарем парткома института, учился в аспирантуре и преподавал: на стипендию аспиранта семью содержать, конечно же, было невозможно.

В тридцать с небольшим защитил кандидатскую диссертацию.

Юридический институт рос, велось стро¬ительство нового корпуса на Чернышевской. В те годы большой размах получила практика стройотрядов, кстати, в юридическом он был один из сильных. Как никогда был востребован его талант организатора, и Федор Андреевич вновь возглавил партком.

Затем работа в органах МВД, девять лет был заместителем начальника УВД по кадрам. Судьба продолжала проверять его на прочность: в 1983 году направлен в Афганистан, заместителем руководителя Представительства МВД СССР. Вспоминая тот период, Федор Андреевич возвращается к тем годам, когда жил в интернате. Те качества, которые воспитал в себе в юношеские годы - ответственность, чувство коллективизма, умение твердо идти к намеченной цели, не пасовать перед трудностями, как никогда были востребованы там, в Афганистане. Представьте себе - воюющая страна, самобытная, очень развиты родоплеменные отношения, сложностей - масса. "Работа взахлеб" - так характеризует Федор Андреевич степень напряженности в тот период. Некогда думать о чем-то отвлеченном, личном. Сотрудники представительства выполняли советнические функции. В компетенции Федора Андреевича было согласование назначений на посты, самые высокие и ответственные. Стоит ли объяснять, насколько высока была мера его ответственности.

После Афганистана он - заместитель начальника высших курсов ОБХСС, затем, с 1991 г. возглавил Высшую школу МВД, сформированную на базе этих курсов. Высшая школа МВД РФ - это нынешний институт министерства внутренних дел России, первым начальником которого был Федор Андреевич. С 1996 года Федор Андреевич - ректор Саратовской Государственной Академии права, рейтинг, популярность и престижность учебы в которой остаются на протяжении многих лет самыми высокими. Под руководством Ф.А. Григорьева академия за короткий промежуток времени стала крупным юридическим центром, и, более того, установила и активно поддерживает международные связи с учебными заведениями Венгрии, США, Германии, Франции, Испании.

Тогда, в 1996 году, ВУЗ имел два учебных корпуса. Сейчас - семь. Учебные площади с 17,8 тыс. кв. метров увеличились до 98 тыс. Созданы филиалы в Смоленске, Астрахани, Балаково.

Кроме высокого уровня преподавания, славится академия спортивными, культурными, достижениями. Здесь более 100 мастеров спорта. 8 лет подряд вузовские спортсмены занимают первые места в Спартакиадах. В смотрах "Студенческая весна" студенты СГАП неизменно завоевывают гран-при. Федор Андреевич с сожалением замечает, что исключением был лишь прошлый год, когда в "Студвесне" победили студенты ПАГС, но в этом году будущие юристы вновь - лучшие. Он, ректор такого огромного вуза, профессор, автор множества научных работ, чей день буквально расписан по минутам, всегда до деталей в курсе студенческой жизни. Помнит фамилии и имена студентов, отправившихся на соревнования, знает всех активистов, участников художественной самодеятельности. Удивления по этому поводу не понимает. Как же по-другому? Это его жизнь, и в ней одинаково важны и ученые советы академии и заседания Высшей квалификационной коллегии судей РФ, заместителем председателя которой он является, и успеваемость студентов, их увлечения, их проблемы…

О себе Федор Андреевич говорит скупо, но с гордостью и уважением о нем рассказывают те, кто знает его, кто работает рядом.

Федор Андреевич охотно, увлеченно говорит о своем деле, об Академии: и понимаешь, это для него главное. С теплом - о людях, с которыми работал и работает, и отвечает на вопросы, которые мы ему задаем.

- Федор Андреевич, так получилось, что на протяжении всей Вашей деятельности Вам приходится работать с молодежью. Как изменились молодые люди, их настрой, внутренняя сущность?

- Иногда можно слышать: "молодежь раньше была другой". Или - "молодежь была лучше". Нельзя так говорить: хуже - лучше. Время изменилось, идет эволюция. Возьмите результат научно-технического прогресса - компьютер. Счеты и компьютер - несоизмеримо! В 50-е легковая машина пройдет - целое событие! Но здесь кроется огромное противоречие между научно-техническим прогрессом и уровнем духовной культуры. Стали ли люди добрее за 2000 лет? Я не смею этого утверждать. Духовность, сопереживание, желание помочь слабому, падшему - это то, что должно быть в человеке, прежде всего. Мы много говорим о справедливости, законности, а просто о человечности часто забываем.

У нас привыкли уровень преступности и социальной апатии связывать с уровнем материального благосостояния. Но едва ли уровень духовной культуры, степень доброты, порядочности в человеке связан со степенью сытости живота. В школьные годы, когда жил в интернате, мои сверстники, конечно же, недоедали. Но это не мешало нам быть оптимистами, стремиться к знаниям.

Сейчас изменился уровень жизни. Очень важно, что работает механизм социальной поддержки. Сейчас у нас в Академии учатся 19 сирот. И надо отдать должное, что действуют нормативные акты, позволяющие поддерживать их материально за счет бюд¬жета. Малообеспеченным выплачиваются социальные стипендии, социальные пособия.

А молодежь, она и сейчас, и прежде - активная, энергичная, стремится найти себя в этом мире.

России досталась трагическая судьба. Человечество самообучается на судьбе России. Красивая была теория Маркса, Энгельса. Взяли ее за основу и ждали, что богатства польются потоком и осуществится великий принцип: каждому по потребностям. Теория эта оказалась утопией. И жить приходится в режиме живого противоречия и противоречия в самом человеке: между душой и телом, между интеллектом и совестью, между инстинктами и общественным долгом. Маркс писал, что "любая идея посрамляла себя, когда она отделялась от интересов".

Экономические интересы - вот что движет человеком. И мы к этому пришли, но есть одно "но": собственность разделяет, ставит в состояние противоречия. Однако кроме рынка, рыночных отношений общество ничего не придумало и не придумает. Для того, чтобы сохранить духовные ценности, частную собственность не надо идеализировать, но нельзя отрицать, ибо без нее нет прогресса.

К пониманию роли частной собственности пришел Ленин, в канун 4-й годовщины революции он написал: "Только с помощью частного интереса мы можем построить новое общество". Он признал, таким образом, свое заблуждение. Но после его смерти делали вид, что это признание — не главное. И более того: народ был подвергнут страшным испытаниям: достаточно вспомнить, что делали с верующими в 30-е годы: сотни тысяч репрессированных.

Многое нам предстоит еще изменить в своем сознании, многому научиться, воспитать правовую культуру. А правовая культура - не только знание законодательства. Правовая культура - это воспитание внутренней потребности быть законопослушным. Только тогда можно говорить о зрелом обществе, о служении обществу, государству.

- Ежегодно Академия права выпускает 2 тысячи специалистов. Приходилось слышать мнения, что такое количество юристов может превышать спрос на рынке труда. Так ли это?

- В обыденном сознании сложилось мнение - юристы нужны в суде, прокуратуре, других правоохранительных органах. И потому иногда считают, что есть переизбыток юристов. Но простой пример: посмотрите, есть ли на учете в центре занятости юристы, ищущие работу? Нет. Раздавались упреки, что сельским ребятам сложно поступить в нашу Академию. И как ответ - создан институт агробизнеса и предпринимательства. Туда городских выпускников не принимаем. Только из районов. У сельских выпускников есть возможность получить юридическое образование. В условиях рыночной экономики это архиважно. Только в аграрный сектор нужны десятки тысяч юристов. Мы по плотности населения на 100 тысяч отстаем в этом отношении от развитых стран. Отстаем почему? И юристов мало, и сектор развит слабо. Возьмите кооперации фермеров на Западе: почему там выше производительность труда? Основа кооперации другая. У нас в колхозах кооперировались не просто средства производства, земля, но и сам человек с его личными свободами. Там же - кооперируются собственники со своими средствами производства, со своими способностями: отсюда умножение производительных сил, урожайность по 80 центнеров с гектара.

- Вы - человек огромной занятости, что Вам помогает в жизни, работе? Где черпаете силы для многоплановой деятельности?

- Чувство долга перед памятью родителей, семьей, перед людьми, с которыми работаешь, живешь рядом. Совесть - чтобы не подвести - вот то, что помогает идти вперед, строить свою жизнь, работу.

Беседовала Валентина ЛОПАНЦЕВА,

газета «Новая жизнь» за 30 июня 2005 года



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Погода